80 лет Мюнхенскому преступлению

munich193829 сентября исполняется 80 лет со дня начала конференции в германском городе Мюнхене, ставшей самым трагическим событием в истории как нашей страны, так и всего человечества. За два дня, что проходила конференция (29–30 сентября 1938 г.), ее участниками – главами правительств Англии (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье), Германии (А. Гитлер) и Италии (Б. Муссолини) – было подписано Мюнхенское соглашение о расчленении Чехословакии. Преступная сделка, вошедшая в анналы истории под постыдным названием мюнхенского сговора, родилась из политических игр, в которых лидеры «передовых» стран в качестве козырей использовали суверенитет и безопасность других наций. В итоге планету охватил пожар Второй мировой войны: мюнхенский сговор раздувал, торопил этот пожар – и толкал пламя к границам нашей Родины.

Формальным предлогом для агрессии гитлеровской Германии против Чехословакии (включала территорию нынешних Чехии, Словакии и Закарпатской Украины) являлся ультиматум «пересмотра политики по отношению к судетским немцам». Информационными агентствами Третьего Рейха при нейтралитете остальных западных стран нагнеталась истерия по поводу мнимого угнетения немецкого населения Судетской области, составлявшего 22,5% от многонационального населения Чехословакии (3,3 млн. чел. из 14,7 млн.).

В ходе подготовке к захвату Чехословакии было опробовано большинство грязных технологий политического манипулирования, широко применяемых в геополитике и по сей день:

1) вмешательство во внутренние дела другого государства под видом защиты прав национальных меньшинств, для чего Гитлером на территории Чехословакии была создана и финансировалась марионеточная Судето-немецкая партия Конрада Генлейна, которая требовала сначала автономии Судетской области, а затем и вовсе присоединения последней к Германии;

2) формирование эмигрантсткого «движения» и эмигрантской печати, распространяющих ложные сведения о «произволе» и «нарушениях прав человека» на родине эмигрантов, в Чехословакии;

3) акты вандализма, призванные вызвать социальное напряжение (повреждение памятника первому чехословацкому президенту Яну Массарику в Шумперке 5 мая 1938 г., постоянное появление изображений свастики на зданиях в разных городах);

4) непрерывные провокации, начиная с уничтожения государственных флагов на правительственных учреждениях (2 мая 1938 г. в Мимоне) и заканчивая организованными антигосударственными выступлениями («съезд» партии Генлейна 17 октября 1937 г. в Теплице и вооруженный «концерт» 3 апреля 1938 г. близ Варисдорфа);

5) террор боевых бригад против местного населения (бойкот чешских магазинов в Теплице).

Наряду с политическим давлением Гитлер оказывал на Чехословакию также и военное давление, стягивая войска к чехословацко-германской границе в соответствии с утвержденным 24 апреля 1938 г. «Планом Грюн», по которому одна из провокаций должна была завершиться гибелью нескольких немцев (возможно, даже немецкого посла), следом за чем рейхом разворачивалась бы операция по «возмездию».

Ведущие европейские державы не предпринимали никаких мер по защите Чехословакии, поскольку захват последней открывал Германии плацдарм для дальнейшей агрессии на Восток: в руках гитлеровской шайки оказывался 300-километровый сухопутный «мост», протянувшийся почти до Советского Союза. Кроме того, захват чехословацкого «моста» давал Германии полный контроль над Дунаем – важнейшей водной артерией Центральной и Восточной Европы, которая способна обеспечить перевозку войск и грузов до Черного моря.

В ходе беседы с Гитлером в Оберзальцберге 19 ноября 1937 г. лорд-председатель Совета Великобритании Э. Галифакс дал понять, что британское правительство готово предоставить Германии свободу рук в отношении Австрии, Чехословакии и Данцига, потому что считает Германию «бастионом Запада против большевизма». В такой утонченной форме был дан намек о необходимости дальнейшего продвижения гитлеровской шайки на Восток.

Что до Франции, то ее власти покорно следовали в русле британской политики и поспешно признали недействительным франко-чехословацкий договор о дружбе, который требовал их вмешательства при нападении Германии. По мнению французской стороны, договор якобы являлся составной частью Локарнского пакта, и так как последний перестал действовать, то франко-чехословацкий договор утратил обязательную силу. Об этом премьер-министр Франции К. Шотан и министр иностранных дел И. Дельбос сообщили английской стороне на встрече в Лондоне 29–30 ноября 1937 г. На этой же встрече премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен заявил, что в случае агрессии против чехов Британия сохранит за собой «свободу действий», т.е. свободу не предпринимать никаких мер против агрессора.

Поощряемый Англией и Францией Гитлер с мая 1938 г. начал проводить регулярные «учения» на чехословацко-германской границе, а 13 сентября инспирировал мятеж боевиков судетской партии. Мятеж не получил поддержки населения и захлебнулся, лидер партии бежал в Германию, но Запад не собирался использовать это поражение для усмирения хищника. Напротив, Чемберлен 15 сентября прибыл в Берхтесгаден, где лично встретился с Гитлером, предоставив фюреру новые гарантии, так что генлейновцы стали требовать присоединения Судетской области к рейху, а Германия начала открыто угрожать Чехословакии вооруженным вторжением.

19 сентября Англия и Франция выдвинули Чехословакии ультиматум о передаче Германии Судетской области, с которым чехословацкое правительство безоговорочно согласилось, а 29–30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Чемберлена, Даладье, Гитлера и Муссолини, подписавших соглашение о разделе страны в отсутствие представителей Чехословакии и других европейских государств. Согласно Мюнхенскому соглашению, в течение последующих трех месяцев территория Чехословакии разделялась между Германией, Венгрией и Польшей: в срок до 10 октября Германии отходила Судетская область, Венгрии в срок до 2 ноября – южные районы Словакии и Закарпатской Украины, Польше в срок до 2 октября – Тешинская область.

Советский Союз отстаивал независимость и неприкосновенность Чехословакии, в т.ч. держал в боевой готовности 30 дивизий, укрепленных танками и авиацией, на случай, если чехословацкое правительство запросит военной помощи. Однако власти Чехословакии испытывали сильнейшее недоверие к СССР, который признали де-юре лишь в 1934 г., поэтому от нашей помощи отказались, что обернулось гибелью Чехословацкого государства.

15 марта 1939 г. Гитлер оккупировал остальную Чехию, преобразованную в германский протекторат Богемия и Моравия. Остальные земли бывшей республики составили подконтрольное Берлину «независимое Словацкое государство», образованное 14 марта 1939 г.

Помимо географических плюсов, мюнхенский сговор принес Германии и другие выгоды – экономические, ускорив процесс ее милитаризации. В пределах протектората Богемии и Моравии сосредоточились крупные очаги индустрии: один очаг – в пределах узла Прага–Пльзеня, другой – Прикрушногорские и Остравско-Карвинский угольные бассейны с их тяжелой промышленностью, третий – узел, объединяющий города Градец-Кралове и Либерец.

Энергетической базой тяжелой промышленности служили бурые и каменные угли, которыми изобиловала Чехия. За 1936 г. здесь было добыто 31,2 млн. т угля; уровень механизации в угледобыче достигал 70%, чтобы было выше (!) механизации знаменитых угольных шахт Великобритании. Помимо угля, прочие минеральные ресурсы страны были представлены рудами железа, меди, свинца, серебра, золота, радия, а также высококачественными глинами (каолин).

До 80% валовой продукции Чехословакии давало промышленное производство, при этом в 1937 г. на машиностроение и металлургию приходилась 1/5 от объема выпускаемой промышленной продукции. Всего в металлургии и машиностроении – отраслях, исключительно важных для укрепления ВПК, – трудились 25% всех занятых. Черная металлургия за 1936 г. дала стране 1,1 млн. т чугуна и 1,5 млн. т стали. В Чехословакии насчитывалось 8 автомобильных заводов с суммарным выпуском до 40 тыс. автомобилей в год.

Так благодаря мюнхенскому сговору оделся в броню кулак Гитлера против СССР. Творцы этого «соглашения» – зачинщики Второй мировой войны, виновные в миллионах жертв, которые понесла наша страна в 1941–1945 гг.

Противоправный характер Мюнхенского соглашения признан международным сообществом под давлением СССР только в декабре 1973 г. с подписанием Договора о взаимных отношениях между Чехословакией и Федеративной Республикой Германии.

На рис.: иллюстрация из газеты «Ньюс Кроникл», 1938 г. (названия даны в переводе).

Источники:

  • Бачо Я. Нацизм / Пер. с венгерск. В.С. Иванова. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2004.
  • Бюкар А. Подлость союзников: Как Запад предавал Сталина / Анабелла Бюкар, Ральф Паркер; [пер. с англ. С. Соколова]. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2011. – (Загадка 1937 года).
  • Документы по истории Мюнхенского сговора. 1937–1939 / М-во иностр. дел СССР, М-во иностр. дел ЧССР. – М.: Политиздат, 1979.
  • Мартиросян А.Б. За кулисами Мюнхенского сговора. Кто привел войну в СССР? – М.: Вече, 2008.
  • Черчилль У.С. Вторая мировая война: В 6 т. Т.1: Надвигающаяся буря / Пер. с англ. под ред. А. Орлова. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1997.