«Уголь – это тоже оружие!»

karpinskugolНастоящее краеведческое исследование подготовлено к конкурсу «Малые заводы Урала в годы войны» заместителем директора Муниципального бюджетного учреждения «Карпинская централизованная библиотечная система» Аллой Юрьевной Степаненко.

Клуб «Севастополь» благодарит Аллу Юрьевну за выполненную работу и приглашает вместе с остальными конкурсантами приехать 11 декабря (вторник) в Екатеринбург на церемонию награждения победителей и участников конкурса, которая пройдет в здании ГАУК СО «Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского». Начало мероприятия – в 11:00 часов.

***

Прошло 73 года с момента окончания Великой Отечественной войны, но память о тех событиях будет вечна. Как подтверждение – шествие «Бессмертного полка» в День Победы 9 мая, когда благодарные потомки в одном ряду несут портреты своих родных – и тех, кто воевал на фронте, и тех, кто трудился в тылу.

Как и все советские люди, жители г. Карпинска всеми силами помогали фронту. Большой вклад внесли и горняки Богословского угольного разреза г. Карпинска.

Город Карпинск находится на севере Свердловской области, он был образован 31 марта 1941 года из двух поселков под названием Богословск и Угольные копи. Свое имя город получил в честь знаменитого земляка – Александра Петровича Карпинского, ученого-геолога, первого Президента Академии наук СССР.

История Богословского буроугольного месторождения ведет свое начало с 1849 года. Промышленная разработка месторождения началась в 1911 году. Общие запасы угля составляли 3270 миллионов тонн. Тогда же пришел первый экскаватор Путиловского завода. Сохранилось имя первого машиниста, приглашенного из С.-Петербурга – Егор Иванович Лабазников. В 1911 году на копях работало 192 человека, к 1913 году численность возросла до полутора тысяч. В первую Мировую войну Богословские копи были признаны месторождением, имеющим государственное значение.

Несмотря на вихри перемен, ветры революций копи продолжали работать. Разруха Гражданской войны не коснулась Богословских копей – уголь нужен был и красным, и белым. С небывалым энтузиазмом трудились на добыче угля и в 20–30-е годы ХХ века. К 1941 году добыча угля достигла 1,4 млн. тонн.

Решением Совнаркома угольные копи были преобразованы в государственный угольный трест «Богословскуголь» и стали градообразующим производством.

Быстрое развитие угольных разрезов Карпинска пришлось на Великую Отечественную войну: страна нуждалась в топливе. В связи с захватом Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов немецкими оккупантами на угольщиков Урала и Сибири была возложена ответственная задача по бесперебойному обеспечению углем предприятий промышленности, энергетики и транспорта. В первые месяцы Великой Отечественной войны шахтеры Урала, движимые горячим чувством патриотизма, сумели поднять добычу топлива и уже в апреле 1942 года выдавали на 20% угля больше, чем накануне войны. Ведь Урал во время войны по сравнению с другими промышленными районами Советского Союза отличался наибольшими масштабами потребления угля, чтобы удовлетворить потребности эвакуированных предприятий и электростанций. За время войны угольщики Богословского месторождения и Челябинского бассейна дали 75 процентов всего угля, буквально, «добывая» Победу из недр нашего богатейшего края.

В тресте «Богословскуголь» задача по увеличению добычи угля, в первую очередь, легла на плечи угольщиков разреза №1. И карпинские шахтеры, те, кто не ушли на фронт, делали все, чтобы обеспечить предприятия энергетическим угольным сырьем. Это было достигнуто четкой организацией труда, вводом в строй новых разрезов – №2,3,4. Каждый год добыча увеличивалась на один миллион тонн. В период начала войны начальником разреза стал Виктор Александрович Поличенко. Среди руководства разрезов были талантливые инженеры: В.И. Дураков, Г.М. Моргунов, А.М. Шарков, А.С. Чернегов, М.М. Соколовский, Г.В. Алешин, Д.Е. Городецкий, Ю.В. Кореньков, В.К. Попов, В.П. Гогия и другие.

В суровое военное время многие рабочие и инженерно – технические работники по нескольку суток не уходили из разрезов. Режим для всех был одинаков: 12 часов работа, 12 часов отдых. Без выходных, без отпусков.

С истинным героизмом трудились машинисты экскаваторов: Д.Н. Воротов, И.Ф. Ваулин, И.С. Самяткин, Е.М. Мышко, Н.Ф. Агулов, М.А. Шарыпаев, Ш.Г. Гизатулин, И.Г. Панев, сотни мотористов ленточных конвейеров и электрослесарей, люковых и растыбовщиков. Всех невозможно перечислить. Бок о бок с угольщиками по-ударному трудились машинисты паровозов: братья Зюзины, Н.П. Уваров, В.К. Панев, Г.Н. Краснопевцев, М. Габдрашитов и другие. Не отставала и молодежь, заменив ушедших на фронт старших товарищей: комсомольско-молодежные экскаваторные бригады Германа Галяутдинова, Якова Кондратьева и Степана Фидри, которые выполняли за смену на добыче угля 1,5–2 нормы. Совсем подростками в суровые годы войны сели за рычаги экскаваторов Николай Голубь, Иван Шилов, Шаяхмет Гизатуллин, Никита Агулов.

Самоотверженно на карпинских разрезах трудились женщины, пришедшие на смену воюющим мужьям, братьям, отцам. Ни в одной стране мира, кроме России, не было женщин – экскаваторщиков и машинистов паровозов.

Из воспоминаний Валентины Степановны Урванцевой (Аникиной) – экскаваторщицы:

«…Я табельщицей работала, когда война эта проклятущая началась. Всех конторских…направили в карьер. Там мужиков здоровых, крепких почти не осталось – на фронт ушли… Поставили меня сперва смазчицей. А это, по существу, помощник машиниста. Постепенно к рычагам приноровилась. Когда за рычаги садилась, мужики с других участков специально прибегали. Не верили, что девчонка с экскаватором управляется. Работали тогда все хорошо. Понимали – война, угля как можно больше надо. Нет, на танцы не ходила, не до них было. Да и в чем ходить – то было. В чунях что – ли…Я те годы часто вспоминаю…Скажу только, что не дай Бог вам, молодым, испытать то, что мы испытали».

«Уголь – это тоже оружие!» – с таким лозунгом богословские шахтеры работали всю Великую Отечественную войну, а газета «Карпинский рабочий», первый выпуск которой вышел в 1942 году, сделала эту фразу крылатой. Угольщики Богословских копей работали так, как воевали наши бойцы на передовой. Звучали фронтовые призывы:

«Ни шагу назад, угольщики Второго разреза!»; «Беспощадно карать аварийщиков и разгильдяев!»; «Во что бы то ни стало выполнить программу фронтового месячника!».

В годы Великой Отечественной войны ежедневно выпускался боевой листок «В бой за уголь» с отчетом о добыче угля за смену, с разбором аварийных ситуаций, с рассказом о достижениях горняков – стахановцев, осуждением разгильдяев и лентяев, которых сравнивали с предателями и дезертирами.

Среди жителей Карпинска в годы войны была популярна «Песня угольщиков»:

На уральском севере могучем,
В Богословских угольных местах,
Где разрезов громоздятся кручи,
Развернулись мы во весь размах.
Добываем уголек ковшами,
И лопатой ловко подаем,
Отправляем уголь поездами
И гордимся боевым трудом…
Уральской кочегарке
Приказ военный дан, —
Пусть труд пылает жарко
И в холод, и в туман.
За каждый килограмм угля
Спасибо скажут нам, земляк!

Большой размах в годы войны получило социалистическое соревнование: «Подписание новогоднего отчета уральцев Маршалу Советского Союза товарищу Сталину». 21 декабря 1942 года карпинские угольщики в поздравительной телеграмме отчитались перед И.В. Сталиным о трудовой вахте в честь дня его рождения:

«Коллектив первого разреза вносит в отчет уральцев свыше ста тысяч тонн угля, выданного сверх годового плана за 1942 год и обязуется выполнить программу 1943 года на месяц раньше – к 1 декабря».

Если в начале Великой Отечественной войны рост добычи угля обеспечивался за счет открытия новых разрезов, то к концу войны – за счет модернизации производства, повышения эффективности и производительности труда: так, в 1943 году произошла замена паровых экскаваторов на электрические, что способствовало росту добычи угля. В 1944 году инженерно-техническими работниками треста «Богословскуголь» под руководством управляющего Александра Степановича Чернегова впервые в стране был разработан проект производства вскрышных работ по бестранспортной схеме при спаренной работе экскаваторов типа механическая лопата и драглайнов. Так появилась комбинированная система разработки, сочетающая собой сочетание транспортной и бестранспортной систем. За это новшество А.С. Чернегову была присуждена Сталинская премия.

К концу войны добыча угля на разрезах треста «Богословскуголь» выросла по сравнению с довоенной более, чем в четыре раза. Только за период 1941–45 годов было добыто угля в два раза больше, чем за предшествующие 30 лет. В 1947 году в память о выдающемся организаторе угольной промышленности В.В. Вахрушеве трест «Богословскуголь» был переименован в трест «Вахрушевуголь».

За крупные производственные успехи и героический труд в годы Великой Отечественной войны коллективам разреза №2 и транспортного управления, а также тресту «Богословскуголь» неоднократно присуждались Красные знамена Государственного Комитета Обороны и Наркомата угольной промышленности.

В дальнейшем они были переданы карпинским горнякам на вечное хранение, в настоящее время находятся в Карпинском краеведческом музее, в зале истории развития угольной промышленности г. Карпинска.

Пик добычи угля на карпинских разрезах отмечен в 1965 году: было добыто 14 млн. тонн, это был самый высокий показатель за всю историю предприятия. В 1966 году трест «Вахрушевуголь» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Затем постепенно уровень добычи начал снижаться. Это было связано с истощением запасов угля.

Ликвидация разрезов объединения «Вахрушевуголь» произошла в 2004 году.

На фото: монумент Трудовой Славы горняков-угольщиков Карпинска (источник).

Список использованной литературы:

  1. «Все для фронта, все для Победы» [Карпинцы – фронту; Карпинск в военное лихолетье] // В бой за уголь. – 1942. – 1 января – 31 декабря.
  2. Соревнования угольщиков // Карпинский рабочий. – 1942. – 23 февраля.
  3. Знатный машинист // Карпинский рабочий. – 1942. – 14 октября.
  4. Знатные угольщики // Карпинский рабочий. – 1943. – 1 января. – с.1
  5. Наш ответ товарищу Сталину // Карпинский рабочий. – 1943. – 15 апреля.
  6. Полторы нормы – не меньше! // Карпинский рабочий. – 1944.– 22 марта.
  7. Карпинск посетил Министр угольной промышленности В.В. Вахрушев // Карпинский рабочий. – 1946. – 11 августа. – с. 2.
  8. В трудные годы войны // Карпинский рабочий.– 1964.– 27 сентября.
  9. Тресту – 30 лет // Карпинский рабочий. – 1969. – 28 октября.
  10. Их помнят // Карпинский рабочий. – 1996. – 24 декабря.
  11. «Вахрушевуголь»: вчера, сегодня, завтра : // Карпинский рабочий. – 1999. – 28 августа. – с. 4.
  12. Угольщики Карпинска в годы войны // Карпинский рабочий. – 2001. – 23 февраля – с. 14. – (Прил. «Богословский родник»).
  13. История и имена // Карпинский рабочий. – 2001. – 23 февраля – с. 14. – (Прил. «Богословский родник»).
  14. Матвеев Б. Воспоминания ветерана – угольщика // Карпинский рабочий. – 2001. – 28 сентября. – (Прил. «Богословский родник»).
  15. Матвеев Б. Были угольной Богословки // Карпинский рабочий. – 2011. – 27 сентября. – с. 2. – (Прил. «Богословский родник», вып. 9).