Урок 1. "Первый удар РККА: Ленинградско-Новгородская операция"
В 2024 году отмечается 80 лет освобождению нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. ВПК "Севастополь" поздравляет юных патриотов и руководителей отрядов с началом иероприятий (уроков и встреч с интересными людьми), посвященных славным победам Красной Армии в 1944 году, в результате которых оказалось возможным изгнать врага с русской земли.
Открыл встречу и поприветствовал отряды-участники А.В. Дерендяев, руководитель ВПК "Севастополь".
Урок провел постоянный лектор Клуба "Севастополь", историк и писатель Петр Павлович Васюков.
Темы урока:
- Планирование и начало Ленинградско-Новгородской операции
- История блокады Ленинграда. Лишения ленинградцев
- Красносельско-Ропшинская операция
- Условия развития Ленинградско-Новгородской операции
- Действия фронтов в Ленинградско-Новгородской операции. Командующие фронтов
- Источники успехов Красной Армии в ходе первого сталинского удара
- Герои и подвиги
- Ленинградско-Новгородская операция в общей картине боевых действий начала 1944 г.
Вопросы для самопроверки:
1. Когда появился и как долго использовался термин "десять сталинских ударов"?
2. Когда состоялся прорыв блокады Ленинграда? Силами каких фронтов был пробит этот "коридор" и что он собой представлял?
3. Какие важнейшие армейские (фронтовые) операции в составе Ленинградско-Новгородской операции вы знаете? Какое значение среди них имеет Красносельско-Ропшинская операция?
4. Какой глубины достигала оборона гитлеровцев в Ленинградской области?
5. Какие факторы препятствовали успешному наступлению Красной Армии в ходе первого удара?
6. Насколько велики потери РККА в Ленинградско-Новгородской операции?
7. Сколько фронтов участвовали в Ленинградско-Новгородской операции? Кто командовал Ленинградским фронтом?
8. Как увеличилась полоса наступления Красной Армии к началу февраля 1944 г.?
9. Почему Ленинградский и 2-й Прибалтийский фронты перешли к обороне в феврале 1944 г.?
10. Какие герои Ленинградско-Новгородской операции повторили подвиг Александра Матросова?
11. Сколько бойцов удостоились звания Героя Советского Союза?
12. Сколько составили военные и гражданские потери в ходе блокады Ленинграда? В чем главная причина высоких потерь среди гражданского населения?
Задание для самостоятельной работы
Прочитать книги:
- Верейская Е. "Три девочки"
- Лихачев Д. "Моя война. В блокадном Ленинграде"
- Гранин Д., Адамович А. "Блокадная книга"
- Мощанский И. "Прорыв блокады Ленинграда. Эпизоды великой осады"
Посмотреть фильмы:
- "Блокада" (1973),
- "Блокада" (2005)
- "Балтийское небо" (1960)
Постарайтесь найти выживших детей блокадного Ленинграда и опишите их историю.
Найдите на карте памятные места, связанные с прорывом блокады Ленинграда.
Найдите больше информации о героях Ленинградско-Новгородской операции, в том числе о женщинах-героях.
Дополнительные задания
В завершении урока организаторы урока обратили внимание юных патриотов на варварство гитлеровцев и всех прочих европейских и американских завоевателей, гордящихся своим "превосходством" и особой "образованностью". Солдаты Наполеона расстреливали из пушек сфинкса и пирамиды в Египте. Американцы безжалостно и бездумно бомбили древнейшие памятники архитектуры в Ираке и Сирии. Гитлероцы действовали точно так же.
Ребят призвали узнать и о том, какой ущерб фашисты нанесли историческому наследию Великого Новгорода. Начало вашим поискам может положить картина Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода" в нашей галерее.