О проектах Севастополя Наши планы - 2024 Конкурсы и чемпионаты Патриотические уроки Уроки по Московской битве Уроки по космонавтике ПВО - патриотическое воспитание и обучения Спецоперация О воспитании Интересные встречи Почетные члены Клуба По городам-героям Библиотека Рейтинг отрядов Сотрудничество Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

О воспитании

 

Педагогике патриотического воспитания можно учить!

Умение воспитывать детей, в том числе и определенные качества (патриотизм), это не удел выдающихся педагогов. Педагогика - это род деятельности, профессия, чему нужно обучать, как это возможно для любого "ремесла". И такое обучение не просто должно быть (широко реализовываться), уровень обучения должен иметь все обычные для "ремесла" этапы - ученик, работник, мастер, выскоквалифицированный специалист, талант (золотые руки), изобретатель, учёный и т.д..

А теперь оглянитесь на широкий круг педагогов по воспитательной работе. Кто и где их учит педагогике современного патриотического воспитания? Где учат таких специалистов от первого этапа и выше? Есть ли соответствующие программы и где? Учат ли у нас где-то реальных учёных по вопросам патриотического воспитания? 

Думается, что сии вопросы - риторические.

 

Высказывания о патриотизме

  • Как отмечает Герой Труда России, народный артист РСФСР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кинорежиссёр Н. С. Михалков, "идеология – это договорённость между людьми и государством о том, по каким законам мы живём, о том, что в глобальном смысле хорошо, а что плохо, какую конечную цель развития общества определяет власть. Для огромной России гибельно существование без идеологии. Сегодня любая идеология, кроме нашей, имеет право на существование в РФ. Нашей, то есть той, которая строится на культуре, традициях, на всём том, на чём выросла наша потрясающая, великая страна, со своими странностями, глупостями, плохими дорогами, дураками и в то же время с величайшим состраданием, жертвенностью и так далее".
  • Как говорил Линкольн, "можно обманывать часть народа всё время и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ всё время".
  • Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность органов государственной власти, социальных институтов и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Сложившаяся система патриотического воспитания включает: государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую базу воспитательной, образовательной и массово-просветительской деятельности, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан РФ. Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
  • Основная задача – воспитание чувства гордости за свою Родину и народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам отечества. Ососков Валентин Прокофьевич – старший научный сотрудник. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, г. Балашиха. Председатель Совета МГОВ РВСН. Кандидат философских наук, доцент, генерал-майор. E-mail: mgov.rvsn@yandex.ru
  • Процесс воспитания не терпит формализма, двойных стандартов, лицемерия. Он требует от воспитателя (родителя, наставника, преподавателя, командира) искренности, убеждённости в правоте и справедливости своей позиции, необходимости формируемых у воспитуемого качеств. Антюшин Сергей Сергеевич – заведующий кафедрой. Российский государственный университет правосудия, г. Москва. Доктор философских наук, доцент. E-mail: serg.ant@list.ru
  • Методология воспитания представляет собой сложную совокупность знаний не только о методах воспитания, их типологии, специфике, происхождении. Она содержит широкий спектр средств, позволяющих анализировать действенность используемых методов воспитания, исследовать причины недостатков, просчётов в этом процессе. Методология должна быть способна – на основе пополняющихся данных, развития теории воспитания – создавать новые методы, методики, технологии, позволяющие совершенствовать воспитательный процесс. Антюшин Сергей Сергеевич – заведующий кафедрой. Российский государственный университет правосудия, г. Москва. Доктор философских наук, доцент. E-mail: serg.ant@list.ru
  • Воспитание – это «ключевой вопрос всей образовательной системы». В. Путин
  • Учитывая, что опыт такой работы (воспитательной в области патриотики - ДА), востребованный жизнедеятельностью войск и ведением современной войны, у профессорско-преподавательского состава практически отсутствует, требуется повышение квалификации преподавателей и командиров. Делия Виктор Павлович – старший преподаватель. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Балашиха. Доктор экономических наук, доцент. E-mail: deliya.1952@mail.ru

  • Понимая проблему организации воспитательной работы, кафедра ВПР академии ведет целенаправленную и разностороннюю деятельность с профессорско-преподавательским составом в поиске инновационных подходов организации воспитательной работы с курсантами ВПР, осуществляя целый ряд научных, теоретических, методологических мероприятий и исследований. В результате, появляются ..... (нихуя не появляется)... Делия Виктор Павлович – старший преподаватель. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Балашиха. Доктор экономических наук, доцент. E-mail: deliya.1952@mail.ru
  • В нашей стране накоплен огромный опыт патриотической, военно-политической работы в войсках, который необходимо использовать и в воспитании современных воинов. Калинина Светлана Брониславовна – доцент. Московское высшее общевойсковое командное училище, г. Москва. Кандидатпсихологическихнаук, доцент. E-mail: klenova_s@mail.ru
  • А вот есть такая тема, которая очень важна,- сказал Сталин,- которой нужно, чтобы заинтересовались писатели. Это тема нашего советского патриотизма. Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей,- сказал Сталин, строя фразы с той особенной, присущей ему интонацией, которую я так отчетливо запомнил, что, по-моему, мог бы буквально ее воспроизвести,- у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Это традиция отсталая, она идет от Петра. У Петра были хорошие мысли, но вскоре налезло слишком много немцев, это был период преклонения перед немцами. Посмотрите, как было трудно дышать, как было трудно работать Ломоносову, например. Сначала немцы, потом французы, было преклонение перед иностранцами, - сказал Сталин и вдруг, лукаво прищурясь, чуть слышной скороговоркой прорифмовал: - засранцами, -  усмехнулся и снова стал серьезным.
    Простой крестьянин не пойдет из-за пустяков кланяться, не станет ломать шапку, а вот у таких людей не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия. У военных тоже было такое преклонение. Сейчас стало меньше. Теперь нет, теперь они и хвосты задрали. Симонов К. М. Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине. / Предисл. Л. Лазарева.— М.: Книга, 1990.—(Время и судьбы). с.111
  • я сидел над повестью «Дым отечества», которой я решал, как умел, проблемы противопоставления подлинного советского патриотизма патриотизму поверхностному, квасному, связанному с самохвальством и неприятием всего чужого только потому, что оно чужое. Слова Сталина об уничтожении духа самоуничижения с особенной силой запали мне в душу именно потому, что о чем-то близком я писал в своей повести, писал о людях, гордых своей бедной, израненной, исстрадавшейся страной перед лицом всей послевоенной американской мощи и благополучия.  Симонов К. М. Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине. / Предисл. Л. Лазарева.— М.: Книга, 1990.—(Время и судьбы). с.124
  • Сталин (как я по крайней мере его понял) подошел к этому вопросу с другой, главной стороны - что советские люди показаны в романе сильнее французов в буквальном смысле этого слова. Они сильней, на их стороне сила строя, который стоит за ними, сила их морали, сила воли, сила убежденности, сила правды, сила их советского воспитанияСимонов К. М. Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине. / Предисл. Л. Лазарева.— М.: Книга, 1990.—(Время и судьбы). с.142
  • Патриотическое воспитание. Рекомендации для родителей (С сайта УРФУ)

    Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    - Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
    - Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
    - Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
    - Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
    - Расширяйте собственный кругозор
    - Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
    - Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
    - Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
    https://urfu.ru/ru/about/units/pp1/detskii-sad-urfu/consult/patrioticheskoe-vospitanie/ 

  • Пидкасистый П.И. говорил, что: "Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека"

  • К.Д. Ушинский писал, что "воспитание, лишенное народных корней, − бессильно. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах"

  • По мнению, Макаренко А.С.: "Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей... Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной"

  • Орешкина Т.А. пишет: "одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности".

  • Мурзина И.Я. отмечает, что: концепт "патриотизм" рассматривается как "нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы". Он предполагает "гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа». В основе патриотизма лежит положительно окрашенное ценностное отношение к родной земле, ее языку, традициям, людям. Патриотизм отличает деятельный характер – способность преобразовывать чувства в необходимые для Отечества дела и поступки"
  • Звучат слова Ковалёвой Г.А. так: «…необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны»
  • Огоновская И.С. говорит, что: «патриотизм − понятие многогранное, многоаспектное, структурно-неординарное, многовариантное. Все это объясняется сложностью и самого понятия, и патриотизма как явления. Важно и то, что разные авторы в зависимости от личной гражданской позиции рассматривали(ют) проблемы патриотизма в различных исторических, социально – экономических, политических условиях»
  • В работах Вороновой Е.А., можно встретить следующее понятие: «Патриотизм – нравственная категория. Надо помнить, что к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию» того, что каждый человек должен иметь гордость за свою Родину, понимать роль государства, принимать его историю, культуру. Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие, провозглашает духовные ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и др.. В этом есть содержание патриотизма как нравственного понятия»
  • С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
  • Г. Бакланов писал, что патриотизм это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
  • Огоновская И.С. утверждает, что «патриотизм и гражданственность выполняют несколько важных одинаковых функций: интегрирующую, охранительную или защитную, стабилизирующую, регулирующую, воспитательную»
  • Воронова Е.А. считает, что «патриотизм – это система отношений человека к:
    − истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям российской армии;
    − национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке и т.д.
    − стране на карте мира: её природе экономике, месту собственного жительства, малой Родине;
    − государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять, защищать, его мощь, независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом»
  • Огоновская И.С. говорит, что «можно представить патриотизм как качество личности следующим образом:
    - любовь, преданность, привязанность к своему Отечеству, своему народу, родной земле, культурной среде; - гордость за его прошлое и настоящее;
    - осознание общности интересов граждан государства или членов нации;
    - готовность подчинять свои интересы, жертвовать чем-либо во имя Отечества;
    - стремление защищать интересы родины и своего народа;
    - готовность служить родине и защищать ее от внешних и внутренних угроз»
  • По определению Агаповой И.А, Давыдовой М.А., «патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность вплоть до самопожертвования, к его защите».
  • Савченко В.И. отмечает: «Патриотизм – преданность и любовь к своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины» 
  • Гасанов З.Т. определил, что «в понятие патриотизма входят три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для младших школьников ведущим является когнитивный компонент. Когнитивный компонент, обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет контрольно диагностическую функцию. Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, которые живут в родной стране; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; отношение к государственному устройству»
  • Орешкина Т.А. отмечает, что «патриотическое воспитание всегда занимало особое место в становлении подрастающего поколения. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства....Можно констатировать тот факт, что возникла обостренная необходимость в совершенствовании патриотического воспитания граждан и полноценном его возвращении в образовательный процесс, поскольку именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируется готовность и способность граждан к активным действиям во имя Отечества»
  • Н. А. Сиволобова предлагает классифицировать «цели гражданскопатриотического воспитания. Ею предлагаются три группы целей:
    - по формированию гражданского сознания личности (формирование убеждений в значимости ценностей мировой и отечественной культуры, признание гуманистических ценностей и готовности к самоопределению; формирование критической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества; развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона; осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей),
    - по формированию эмоциональной сферы (развитие чувства родины, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма; формирования чувства ответственности перед страной, государством; готовность быть самостоятельным человеком; обладать независимостью мышления),
    - по развитию социально активного поведения и формированию деятельной личности (направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, нацизма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков коммуникативного общения, трудолюбия)»
  • По мнению Огоновской И.С., патриотическое воспитание нацелено на решение следующих задач: 1. Обогатить знания детей о родном крае («малой» Родине), Родине – стране, дать знания о символике нашего государства. 2. Познакомить с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми. 3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями. 4. Вести активную пропаганду по данной программе, освещать через наглядную агитацию [42].
  • Мурзина И.Я. убеждена: «Работа в данном направлении «включает целый комплекс задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; 13 - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах России; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям»[37, с.32].
  • По мнению Буториной Т.С., «формирование основ патриотического воспитания это целая система воздействий, влияний и взаимодействий, не эпизод, не частный случай, а продуманный, целенаправленный, целостный подход, формирующий иерархию жизненных, общественных, личностных ценностей, позволяющий индивиду ощущать себя частью чего-то большего, определяющий путь духовного познания себя и мира, способствующий саморазвитию и совершенствованию»
  • Таким образом, патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Цель патриотического воспитания: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов Отечества
  • Основными направлениями патриотического воспитания в общеобразовательной организации являются:
    - Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Задачи данного направления: развитие духовнонравственных качеств личности, формирование этической компетентности. Содержание направления: участия в акциях и движениях социальной направленности, посещение театров, музеев, оформление газет, открыток для ветеранов.
    - Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. Задачи данного направления: знакомство с историей своего народа, его обычаями, культурными традициями, изучение истории своей семьи, города, края. Содержание 33 направления: участие в работе краеведческих, генеалогических кружков, музеев; выполнение исследовательских проектов, участие в туристско-краеведческих экспедициях.
    - Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Задачи данного направления: развитие гражданско-правовой культуры, гражданской позиции. Содержание направления: изучение Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, участие в организации акций гражданской направленности.
    - Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовнонравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Содержание направления: участие в акциях социальной направленности.
    - Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Задачи данного направления: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России. Содержание направления: выявление памятных исторических мест, имен героев и воинов, восстановление памятников.
    - Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Содержание направления: создание фонотеки воспоминаний участников воин, запись и документальное оформление их устных рассказов.
    - Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Задачи данного направления: формирование позитивного отношения к ценности здоровья, развитие физической культуры. Содержание направления: ведение здорового образа жизни, сдача норм ГТО
  • Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике
  • Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами
    - развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры,
    - формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд презентаций,
    - развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия.
    Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей школьников, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.
  • Агапова И.А., Давыдова М.А. рекомендуют: «При реализации патриотического воспитания чаще всего используются методы:
    1) Убеждения – разъяснения, размышления, убеждения на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика.
    2) Побуждения – увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрения, похвала, награда, требования и др.
    3) Приучения – творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример...»
  • И.С. Огоновская пишет: «наиболее актуальными методами патриотического воспитания считает: метод убеждения; метод внушения; метод педагогического требования; метод приучения; метод поощрения; метод стимулирования; метод примера; метод личного примера; метод коллективного дела; метод проектной деятельности; метод сотрудничества»
  • Пидкасистый П.И. определил, что «форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средства... В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребёнок же от формы идёт к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.
  • "Патриотическое воспитание младших школьников является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогического коллектива и семьи по формированию у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству."... "Начальная школа выполняет работу по накоплению первоначальных знаний детей об Отечестве и зарождению у них патриотических чувств." Загайнова Е.Ю.

Источник цитат:

 

Воспитание человека

 

  • Все люди одинаковы, все - люди. Главное, что каждый стоит того, чего он стоит своими поступками, своими мыслями и достижениями. Неважно какая у человека этническая группа.
 

Что такое в науках свет?

Сегодня на уровень управления теми или иными вопросами в масштабе государства (почему-то") в большинстве поставлены люди, не понимающие достаточно обстоятельно даже основные вопросы своего ведомства, не говоря уже о настоящей науке в своей области. 

Мало того, что эти лица некомпетентны и бесперспективны для своей области хозяйства, они упорно и безапелляционно превносят в неё свои "несистемные" идеи и взгляды. Важные государственные дела не только получают бредовую практику, но даже новую теорию, т.е. науку. О чего стесняться такому "умному" государственному деятелю?

Тут невольно вспоминаются воззрения на науку отставного подполковника Дементия Сдаточного из "Дневника провинциала" М.Е.Салтыкова-Щедрина

"Что такое в науках свет?

Мнения по сему предмету разделяются на правильные и неправильные, а в числе последних есть даже много таких, кои, по всей справедливости, могут считаться дерзкими.

Дабы предотвратить в столь важном предмете всякие разногласия, всего натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний. Во-первых, правило сие вполне согласуется с показаниями сведущих людей и, во-вторых, установляет в жизни вполне твердый и надежный опорный пункт, с опубликованием которого всякий, кто, по малодушию или из хвастовства, вздумал бы против оного преступить, не может уже сослаться на то, что он не был о том предупрежден."