Дважды герой СССР А.П.Белобородов приводит слова К.К.Рокоссовского

"Бывает, что робкий поэт пишет мужественные стихи, а неопрятный инженер изобретает совершеннейший механизм. Вы, конечно, правы, внешний вид человека нередко противоречит содержанию ero творчества. Однако есть область творчества, существует профессия, где подобная двойственность исключена. Это наша профессия, военная. У нас господствует железный закон: делай, как я. В нем нет мелочей. Он начппается с начищенных пуговиц. Делай, как я, говорит командир. Умей стрелять, как я. Умей думать в бою, как я. Умей побеждать, как я. И наконец, если пришел твой последний час, умей встретить его, как я ..."

А.П.Белобородов. "Всегда в бою". Глава 1 "Боевое крещение":  
http://militera.lib.ru/memo/russian/beloborodov2/01.html

Мы учили бойцов не бояться контратак противника

"В первую очередь мы добивались, чтобы все уяснили главное, от чего зависит успех. Призывали атаковать решительно, не останавливаясь на полпути. Всего опаснее — залечь под огнем противника: это грозит не только срывом задачи, но и большими потерями. Как можно быстрее сближаться с противником.

Учили бойцов не бояться контратак противника. Пусть вражеский батальон выходит из траншей, сближается с нами. На ходу фашисты стреляют меньше, да и огонь получается неприцельным. А мы из укрытий подпускаем их ближе и бьем идущих в рост наверняка. Командир в это время организует решительный удар: пока немногочисленные подразделения противника спешат вперед, наши бойцы обходят его с фланга, чтобы захватить оставленную вражескими войсками траншею и отрезать им пути отступления."

А.В.Горбатов. "Годы и войны", Глава 7 "Вперед": http://militera.lib.ru/memo/russian/gorbatov/07.html  

В этом споре я, как говорится, оказался побежденным, но не убежденным

"В конце апреля в Москву вызвали В. Д. Соколовского и меня, а также командовавшего тогда Брянским фронтом генерала М. А. Рейтера и командарма 61-й генерала П. А. Белова. Нас принял заместитель начальника Генерального штаба генерал А. И. Антонов. Он заслушал соображения командующих фронтами. Я снова попытался изложить свою точку зрения, подкрепив ее расчетами и ссылками на данные разведки. Моим главным оппонентом на сей раз оказался Макс Андреевич Рейтер, который заявил, что я требую слишком многого и что во всякой наступательной операции есть доля риска. Я ответил, что риск следует сочетать с точным расчетом, Однако мои доводы никого не убедили. У командующих Западным и Брянским фронтами уже сложилось согласованное мнение, и руководство Генерального штаба не сочло возможным изменить что-либо. 
В этом споре я, как говорится, оказался побежденным, но не убежденным."

И.Х.Баграмян. "Так шли мы к победе". Глава 4 "Крах "Цитадели" http://militera.lib.ru/memo/russian/bagramyan2/04.html 

Солдата обмануть нельзя. Он умен и зорок.

"Люди, сражающиеся в невероятно тяжелых условиях, особенно нуждаются в общении со своим командиром. Каждое слово и поступок офицера солдаты обдумывают и оценивают, им важно знать настроение своего командира: как он сам-то, верит в успех боя или сомневается в нем? Солдата обмануть нельзя. Он умен и зорок. И путь к его сердцу найдет лишь тот, кто не боится правды, кто умеет разговаривать с людьми откровенно и убежденно.

Солдаты должны убедиться, что командир о них думает, но под их настроение не подделывается, а говорит то, во что верит сам. Солдаты дерутся всегда гораздо лучше, если понимают обстановку и если верят в свои силы."

А.В.Горбатов. "Годы и войны", Глава 6 "Фронт откатывается на Восток": http://militera.lib.ru/memo/russian/gorbatov/06.html 

Теперь в воздухе господствует наша авиация.

"По привычке поглядываем в небо. Совсем еще недавно немецкая авиация не давала нам поднять головы. Теперь в воздухе господствует наша авиация. Немецкие бомбардировщики в сопровождении "мессершмиттов" пытаются прорваться к нашим войскам, но их еще на подходе встречают истребители, рассеивают, заставляют сбрасывать бомбы на свои же позиции. Авиационное обеспечение нашего наступления возложено на 1-ю воздушную армию генерала М. М. Громова, выдающегося летчика и отличного организатора. В его распоряжении 720 самолетов: 500 истребителей, 150 штурмовиков и 70 бомбардировщиков. Вся авиация заблаговременно и скрытно была перебазирована на передовые аэродромы. Для поддержки постоянного взаимодействия авиации с наземными войсками в каждом стрелковом и танковом корпусе находились представители штаба воздушной армии и соответствующих авиационных соединений."

И.Х.Баграмян. "Так шли мы к победе". Глава 4 "Крах "Цитадели". http://militera.lib.ru/memo/russian/bagramyan2/04.html 

Как важно закреплять людей за определенным сектором наблюдения, мы убеждались не раз

"На наблюдательные пункты мы назначили по четыре человека, одного из них старшим. Эти люди не сменялись ежедневно, а закреплялись за определенным сектором на десять суток. Их учили хорошо запоминать местность и каждое утро проверять, не произошло ли за ночь изменений. Службу наблюдатели несли круглосуточно, меняясь через час или два (в том числе и старший). В тетрадь наблюдений записывали виденное и слышанное днем и ночью. Как важно закреплять людей за определенным сектором наблюдения, мы убеждались не раз."

А.В.Горбатов. "Годы и войны", Глава 6 "Фронт откатывается на Восток": http://militera.lib.ru/memo/russian/gorbatov/06.html 

Хорошо поставленная разведка - важнейшее условие победы.

"Хорошо поставленная разведка - важнейшее условие победы. Умение организовать разведку всех видов, направить ее к достижению главных целей, толково и гибко применить полученные данные - неотделимая часть военного искусства. И надо сказать, что советское командование использовало все для выявления намерений врага на летнюю кампанию 1943 года и довольно точно знало, что делается в стане врага, несмотря на сугубую секретность, которой были окружены приготовления к операции "Цитадель". Например, мы своевременно узнали, что начало операции, намеченное на [182] конец апреля, было передвинуто на 3 мая, потом на 15 мая, а затем еще дальше."

И.Х.Баграмян. "Так шли мы к победе". Глава 4 Крах "Цитадели". http://militera.lib.ru/memo/russian/bagramyan2/04.html 

Попадая в безвыходное положение, гитлеровцы шли на любое коварство

"Попадая в безвыходное положение, гитлеровцы шли на любое коварство; кое-кто забывал об этом и дорого расплачивался за свою беспечность. К одному из батальонов 41-го стрелкового корпуса в сумерках подошла большая группа фашистов. В поднятых руках белые платки. Идущие впереди были без оружия и кричали: «Плен, плен!» Наши встретили их со смехом и подпустили шагов на пятьдесят. Вдруг первые ряды гитлеровцев расступились, а идущие за ними автоматчики открыли огонь. У нас были убитые и много раненых, в их числе подполковник Матвеев (умер от ран). Немцы прорвались к лесу."

А.В.Горбатов. "Годы и войны", Глава 8 "Днепр": http://militera.lib.ru/memo/russian/gorbatov/08.html

Вот почему я считал своим долгом помочь молодому комбату на первых порах

"Некоторым читателям может показаться странным, что командир дивизии сам поехал с батальоном, выделенным в передовой отряд, как будто нельзя такую работу поручить командиру полка. А я, читая об этом в архивных материалах через двадцать лет, и сейчас свои действия считаю правильными. Нельзя забывать, что командир батальона был человеком неопытным, ему и его подчиненным предстоял первый в их жизни бой. Понимал я, и как трудно было действовать малоопытному командиру, старшему лейтенанту, в той обстановке. Прибыл бы он в Шаровку и не нашел бы там 133-й танковой бригады и батальона 692-го стрелкового полка, с которыми. должен был совместно действовать. Поневоле растерялся бы.

Вот почему я считал своим долгом помочь молодому комбату на первых порах, если можно так сказать, научить его на собственном примере самостоятельности и предусмотрительности."

А.В.Горбатов. "Годы и войны", Глава 6 "Фронт откатывается на Восток": http://militera.lib.ru/memo/russian/gorbatov/06.html 

Мы приняли тысяч семьдесят пленных, а потоку, казалось, не было конца

"8 мая в Берлине был подписан ант о безоговорочной капитуляции немецко-фашистских вооруженных сил. Нам сообщили об этом по радио, весть мгновенно разнеслась по частям, и небо над Балтикай озарилось вспышнами тысяч выстрелов . Великой Победе салютовали все, нто HOCIIЛ оружпе. Передний нрай противнина безмолвствовал. 9 мая с утра оттуда потянулись в наш тыл колонны капитулировавшей 2-й немецкой армии. Мы приняли тысяч семьдесят пленных, а потону, казалось, не было конца.

Когда я доложил об этом маршалу К. К. Рокоссовскому, оп удивился: - Семьдесят тысяч? Это точно?

10 мая прием пленных был закончен. Их оназалось более 140 тысяч человен, в том числе 12 генералов."

А.П.Белобородов. "Всегда в бою" - М.: Воениздат, 1979.- 398 с.: http://militera.lib.ru/memo/russian/beloborodov2/16.html 

Там, где наступает советская гвардия, враг не устоит

"Люди шли в бои с величайшим воодушевлением. Накануне в частях и подразделениях состоялась митинги. Бойцов и командиров ознакомили с боевой задачей. Агитаторы [204] побеседовали со всеми солдатами, и общее настроение их можно передать одной фразой: "Там, где наступает советская гвардия, враг не устоит!" Каждый гордился званием гвардейца, стремился оправдать его в бою, сделать как можно больше для Родины, для победы. На партийных и комсомольских собраниях всем были даны конкретные задания — что и как делать в наступлении, с кем из бойцов работать. А главное — всегда быть впереди, служить примером отваги и боевого умения."

И.Х.Баграмян. "Так шли мы к победе". Глава 4 "Крах "Цитадели" http://militera.lib.ru/memo/russian/bagramyan2/04.html 

Разговор с командующим немецкой армией генерал-полковником фон Заукеном

"Генерал-полковник фон Заукен, очень пожилой, сухощавый человек с традиционным моноклем в глазу….
— Все плохо! — ответил он. — Это конец. Нет больше великой Германии. Нет! Немецкая нация сказала свое последнее слово.
Заукен выронил монокль и опять долго с ним возился. Потом спросил:
— А Фишхаузен? 
— Что Фишхаузен? — Он цел, этот город? — Не очень. Там шли жестокие бои. — Бог мой! — воскликнул он и заплакал. Это было странно. Впервые в жизни я видел плачущего генерала. В чем дело? — Вы не поймете меня, — пояснил он. — Фишхаузен — моя родина. Там жили мои деды и прадеды. Родовое поместье, парк, каскад прудов. Жизнь и обычаи, сложившиеся веками. Все было и ничего нет. Я исконный пруссак, я дворянин. Разве вы можете это понять?
— Нет, — сказал я, — не могу. Я крестьянский сын и коммунист. Меня приучили трудиться, приучили уважать честный труд, уважать людей труда независимо от их национальной принадлежности. Мне не понять, почему вы, вторгнувшись к нам, испепеляли целые города не моргнув глазом, а теперь, когда война пришла к вам в дом, плачете? Где логика?"

А.П.Белобородов. "Всегда в бою" - М.: Воениздат, 1979.- 398 с.: http://militera.lib.ru/memo/russian/beloborodov2/16.html 

Геббельсовская пропаганда вбила в головы немцев столько клеветы о советских войсках...

"Отступая, гитлеровцы разрушали и минировали дороги, спустив плотины, затопляли целые районы. И страшно нам мешали беженцы. Геббельсовская пропаганда вбила в головы немцев столько клеветы о советских войсках, что люди в ужасе покидали насиженные места, лишь заслышав о нашем приближении. Захватив с собой домашний скарб, они целыми семьями бежали куда глаза глядят. Шоссе и проселки были забиты обезумевшими людьми. Одни бежали на запад, другие на восток. К тому же дороги были загромождены брошенным гитлеровцами военным имуществом. Войска с огромным трудом прокладывали себе путь...

Беженцы вскоре убеждались, что никто их не трогает, что вся геббельсовская болтовня — дикая ложь, и, успокоенные, возвращались домой. И снова людская лавина захлестывала дороги, но теперь она двигалась в обратную сторону."

К.К.Рокоссовский "Солдатский долг". http://militera.lib.ru/memo/russian/rokossovsky/23.html 

Защищали мы Севастополь двести пятьдесят дней, а освободили за четыре

"Член Военного совета Сергей Иванович Шабалов, возвратившись из 33-й гвардейской Севастопольской дивизии, рассказал об интересном эпизоде. Беседовал он с бойцами о предстоящем штурме, упомянул фашистского гауляйтера Кенигсберга Вагнера. Этот Вагнер, обращаясь к своим солдатам переднего края по радио, через громкоговорители, заявил, что русские, опираясь на слабые сухопутные укрепления Севастополя, защищали город 250 дней, что солдаты фюрера обязаны столько же продержаться на мощных укреплениях Кенигсберга.

- Что ответим Вагнеру? - спросил Шабалов окруживших его бойцов и сержантов.
- Обыкновенно ответим, - сказал один из них. - Мерки у нас с фашистом разные. Защищали мы Севастополь двести пятьдесят дней, а освободили за четыре."

Источник: А.П.Белобородов, "Всегда в бою", Глава "Победный залп над Балтикой"

Блистательное взятие Кенигсберга

"В течение всего четырех дней советские войска покончили со 130-тысячным гарнизоном, засевшим в мощных крепостных укреплениях. Уничтожено было около 42 тысяч солдат и офицеров, 120 самолетов, 1196 орудий, 588 минометов, 104 танка и штурмовых орудия, 82 бронетранспортера, 1719 автомашин, около 2000 пулеметов, разрушено 143 дота и форта. В плен взято около 92 тысяч человек, в том числе 1800 офицеров и генералов. В числе огромных трофеев насчитывалось свыше 2000 орудий, более полутора тысяч минометов и 128 самолетов."

И.Х.Баграмян. "Так шли мы к победе. Глава 10 "Операция "Земланд".