Депопуляция России, как угроза национальной безопасности

В.И. Якунин, В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин

Антироссия(Фрагмент)

Цель демографического управления в современной России видится в увеличении численности населения. Однако для обывателя, как и либерального скептика, ценностное значение данной целевой установки сомнительно. Чем больше численность населения, возражают они, тем ниже индивидуальное потребление совокупного общественного богатства. Так зачем же России добиваться популяционного прироста?

Еще в XIX в. в арсенал геополитических разработок был привнесен концепт «борьбы за жизненное пространство». В качестве объясняющей характер демографических процессов модели формулировалась закономерность о неизбежности занятия популяционно разреженного пространства представителями пограничных геополитических субъектов, превосходящих РФ по плотности населения. В этой связи депопуляция России объективно, вне зависимости от характера взаимоотношений с соседями, содержит угрозу ее национальной безопасности. Дисбаланс в численности населения по разные стороны российско-китайской границы является одним из наиболее серьезных геополитических вызовов, крайне актуализируя задачу разработки нового миграционного законодательства.

В настоящее время Россия, будучи по-прежнему крупнейшим государством, занимает только 6-е место по численности населения. Еще 50 лет назад РСФСР находилась на четвертой позиции, уступая по этому показателю лишь Китаю, Индии и США. При совокупном же учете всего населения СССР советская популяция опережала американскую. Однако к концу тысячелетия Россию обошли Индонезия (4-е место) и Бразилия (5-е место).

Согласно долгосрочному прогнозу ООН, к 2050 г. Российская Федерация по показателю численности населения будет находиться на 18-й позиции в мире, а в 2100 г. — на 22-й.

Станет ли страдающее от перенаселения мировое сообщество спокойно взирать на малозаселенную, богатую природными ресурсами Россию? Следует прогнозировать выдвижение со временем требований о «справедливом» перераспределении принадлежащей всему человечеству территории земного шара в соответствии с численностью населения. Уже сейчас плотность населения в азиатской части Российской Федерации, составляющей 75% территории РФ, не превышает 2,5 человека на квадратный километр. Между тем на 1 кв. км в США проживают 29 человек, а в Европе и вовсе 119 человек.

Для России, таким образом, вопрос об управляемости демографического процесса тождествен вопросу о ее сохранении как государства.

Одним из первых задачу сдерживания процесса рождаемости в мире сформулировал английский политэконом Томас Мальтус. Вышедший в 1798 г. его основной труд «Опыт о законе народонаселения» хронологически предшествовал началу реального сокращения естественного воспроизводства. В этой связи можно предположить, что мальтузианские рецепты оказали на него непосредственное влияние. В международном отношении мальтузианство означало демографическое сдерживание бедных наций (речь, по существу, шла о населении колоний) и установление статуса для богатых европейских государств. Книга Мальтуса была тесно идейно связана со знаменитым трудом другого адепта британского колониального экспансионизма А. Смита «О богатстве народов».

Т. Мальтус делал акцент на силовых способах сдерживания численности населения. Понятно, что для апеллирующего к гуманистической философии XX столетия это было не вполне приемлемо. В рамках неомальтузианства была предложена новая завуалированная методика сокращения населения. Основная ставка была сделана на сознательный, формулирующийся под воздействием соответствующей пропаганды отказ от высокой детности. На этой идейной платформе еще в 1920-е гг. возникают программы «планирования семьи».

Первая организация данного направления была учреждена еще в 1921 г. известной американской феминистской Маргарет Зангер. Характерно, что первоначально созданное ею объединение носило название «Лига контроля над рождаемостью». Только в 1942 г., ввиду очевидных параллелей с евгенической политикой Третьего рейха, название было изменено на Ассоциацию планирования семьи (с 1948 г. — Международная федерация планирования семьи). На изначальные установки деятельности зангеровского общества указывает тот факт, что его создательница оказалась подверженной тюремному заключению сроком на один месяц за организацию подпольного абортария и нелегальное распространение опасных для здоровья контрацептивов.

Однако в скором времени у Лиги нашлись влиятельные покровители. С 1925 г. она была взята под финансовую опеку Фонда Рокфеллера. М. Зангер разрабатывает специальную программу Лиги с характерным названием «Мирный план». Но если наличествует «мирный план», следовательно, существует и план военного свойства. Различие между ними сводится лишь к тактике воплощения. В ней собственно и заключается расхождение мальтузианской (силовой) и неомальтузианской (несиловой) рецептур.

Национальные различия программ планирования семьи определялись плохо скрываемыми расистскими воззрениями. Славян, равно как негров и евреев, американская либеральная правозащитница М. Зангер характеризовала как расы, вообще недостойные размножения. В 1939 г. в ответ на запрос ряда чиновников от здравоохранения южных штатов ею был представлен «Негритянский проект», в котором высокая рождаемость среди негров на Юге США рассматривалась как угроза для белой расы. В процесс реализации программы по сдерживанию рождаемости включалась даже Церковь, используемая в качестве прикрытия намерений Лиги по сокращению населения. Священники, полагала М. Зангер, должны находиться под особо жестким контролем планировщиков рождаемости.

Со временем программы планирования семьи были поддержаны в США на государственном уровне. Использование их объяснялось уже не столько установкой сдерживания репродуктивного поведения «цветных», сколько решением задач внешнеполитического содержания. Так, в 1974 г. по распоряжению президента Р. Никсона за подписью госсекретаря Генри Киссинджера в основные американские ведомственные структуры: Министерство обороны, ЦРУ, Министерство сельского хозяйства, Агентство международного развития — был направлен запрос об изучении «влияния роста мирового населения на безопасность США» и соблюдения их международных интересов. Результатом такого исследования явился составленный на уровне Совета по национальной безопасности план NSSM–200 «Меморандум национальной безопасности США». С 1989 г. с документа был снят гриф секретности, что приоткрыло частично завесу тайной стратегии американской администрации.

Но, может быть, никсоновский меморандум уже снят с вооружения? Для того чтобы убедиться в сохранении стратегического преемства американского руководства, достаточно процитировать комментарий 1997 г. Билла Клинтона: «Мы подтверждаем, что США будут и впредь играть руководящую роль в мире по предоставлению добровольной помощи в области планирования семьи».

И вот, после того как о планах демографической войны США стало уже широко известно, Российская Федерация приступает к реализации программ планирования семьи по отношению к своему населению.

Не прошло и года после распада СССР, как в демократической России была открыта Российская ассоциация «Планирование семьи». Сторонники точки зрения об объективности тенденции депопуляции в России зачастую упускают из виду, что вплоть до недавнего времени Российское государство официально реализовывало стратегию сокращения рождаемости. Еще в декабре 1991 г., при прямом содействии правительства, была учреждена Российская ассоциация планирования семьи. Активно реализовывалась Федеральная целевая программа «Планирование семьи», получившая с 1994 г. статус президентской. Соответствующие региональные программы были приняты более чем в 50 субъектах Федерации. В изданной под редакцией А.Г. Вишневского коллективной монографии «Демографическая модернизация России, 1900—2000» данные мероприятия российских властей описываются почти в апологетической тональности:

«В 1990-х годах практически впервые была создана основа службы планирования семьи, сотни центров планирования семьи и репродукции, относящихся к системе Минздрава. В рамках программы «Планирование семьи» осуществлялись государственные закупки контрацептивов, многие учреждения имели возможность бесплатного обеспечения ими отдельных социально незащищенных групп населения, в том числе молодежи. Были организованы курсы подготовки специалистов. Велась значительная работа по повышению информированности населения в области планирования семьи. Программой предусматривалось создание и внедрение специальных подпрограмм полового образования и воспитания подростков. Существенную финансовую помощь в преодолении «пути от абортов к контрацепции» оказывали международные организации, правительственные и частные зарубежные фонды. В рамках международных проектов осуществлялись поставки современного оборудования, средств контрацепции для центров планирования семьи и женских консультаций, велась подготовка кадров, издавалась соответствующая литература. Однако наряду с явным и давно ожидаемым оживлением деятельности по развитию планирования семьи активизировались и его противники, которые не дали совсем погаснуть факелу, выпавшему из рук идеологического отдела ЦК КПСС».

Только в 1997—1998 гг. Государственная дума лишила программу «Планирование семьи» финансирования из федерального бюджета. Внедрение программ сексуального образования в школах было также приостановлено.

В 1993 г. Правительство РФ приняло к реализации программу «Дети России». За гуманистическим названием в качестве ее составного компонента скрывалась программа «Планирование семьи». В отличие от других подпрограмм, таких как «Дети Чернобыля» и «Дети-инвалиды», — отмечают исследователи проблемы И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова, данная подпрограмма финансировалась на редкость исправно. Даже после того как в 1997 г. Государственная дума сняла ее с финансирования, средства планировщиков на удивление синхронно были перенаправлены на подпрограмму «Безопасное материнство», сводящуюся к распространению контрацепции. Наряду с пропагандой контрацептивизации, активно популяризовались такие меры обеспечения «здорового материнства», как, например, «кесарево сечение». Стоит ли объяснять, что прошедшие через данную процедуру женщины физиологически не могут иметь многочисленного потомства.

В настоящее время Международная федерация планирования семьи объединяет более 180 стран мира. Имея в виду повсеместное распространение в третьем мире программ ограничения рождаемости, было бы корректней интерпретировать современный репродуктивный упадок не в качестве объективного процесса, как это делают сторонники теории демографической модернизации, а как следствие целенаправленного управленческого воздействия.

Взятая за основу сценарного прогнозирования развития мира теория «золотого миллиарда» ориентирует структуры «нового мирового порядка» на проведение политики сокращения темпов естественного воспроизводства населения. Удивительным образом всеобщий устойчивый спад рождаемости оказался синхронизирован с началом активизации неомальтузианских разработок. Идеологическим знаменем неомальтузианства явились доклады «Римского клуба». Их лейтмотивом стала концепция «нулевого роста», раскрываемого как в применении к экономике, так и народонаселению.

Именно в Соединенных Штатах находятся крупнейшие мировые центры планирования семьи. Целенаправленная деятельность США по сокращению рождаемости в третьем мире признается ныне даже сторонниками теории демографической модернизации (А.Г. Вишневский).

(Выделения в тексте выполнены ВПК «Севастополь»)

Дополнительно: http://rusrand.ru/docconf/ustojchivost-instituta-semi-kak-faktor-natsionalnoj-bezopasnosti-rossii