Близок к завершению краеведческий конкурс «Малые заводы Урала в годы войны», но на него продолжают поступать работы. Новое эссе выполнено Титовой Татьяной Николаевной, библиотекарем МБУК «Культурно-досуговый центр» (Центральная районная библиотека им. М. Горького, пос. Сосьва). Мы благодарим Татьяну Николаевну за участие в конкурсе и напоминаем, что у желающих выслать нам свои краеведческие исследования остается почти месяц (срок – до 1 декабря).
Текст дается в сокращении.
***
В 30-е годы, в связи со строительством в Нижнем Тагиле вагоностроительного завода, в поселке Сосьва закладывается деревообрабатывающий комбинат, который стал основным предприятием поселка. Бывшие металлурги переквалифицировались в деревообработчиков. Его продукция – вагонная дощечка – поставляется Нижнетагильскому вагонзаводу, а позднее и другим предприятиям страны.
«Сосьвинский лесопильно-деревообрабатывающий завод – крупнейшее предприятие нашего района», – так пишет газета «Северный рабочий» от 3 июня 1941 года. В подборке газетных публикаций начальник деревообделочного цеха В.Д. Демьяненко, начальник планово-производственного отдела А.В. Бушуев, мастер рамного цеха И.А. Щербинин, мастер лесосушки А.П. Дымов, корреспондент газеты Александр Лестов пишут о том, что сделано на заводе после XVIII-й Всесоюзной конференции ВКП(б), что нужно сделать, чтобы предприятие работало успешно, по графику.
Спустя несколько дней, 8 июня газета дает ряд публикаций о рационализаторах Сосьвинского завода. О своем вкладе в производство рассказывает автор 10 рацпредложений заместитель начальника механического цеха А.М. Спицин, мастер деревообделочного цеха А.Е. Малиновский.
Завод живет своей жизнью, решает свои проблемы. До начала войны остается две недели…
В сентябре 1941 года на заводе снимается производство вагонных деталей, начинается изготовление спецукупорки, деревянных деталей для тракторных прицепов Челябинского тракторного завода и деревянных заготовок для стандартных домов, промышленных зданий Наркомата танковой промышленности и частично для эвакуированных заводов. Коллектив настраивался на военный лад.
В конце ноября 1941 года завод получил указание о подготовке к размещению и пуску эвакуированного из Москвы автоприцепного завода №2. Как пишет в объяснительной записке к годовому отчету за 1941 год директор предприятия М. А. Куфтырев, до 1 января 1942 года был увязан основной план размещения эвакуированного завода, на основе которого подрядчиком (Сосьвинской конторой Уралмашстроя) были развернуты работы по окончанию постройки здания деревообделочного цеха. Расширялась срочно энергетическая база завода. Пишет директор и о том, что «в связи с войной произошло численное уменьшение основных кадров мужчин и увеличение женщин. Вследствие неукомплектованности рабочих сильно осложнена работа как производственных цехов, так и в особенности биржи сырья и биржи пиломатериалов. За счет эвакуированных кадры пополнились незначительно». В то время на заводе трудилось 614 человек. Интересны цифры 1943 года: из 508 рабочих мужчин – 142, юношей до 16 лет – 75, пожилых старше 50 лет – 21, девушек до 16 лет – 33. Длительность рабочего дня в среднем 9,8 часа. Прогулов за год – 14.
«7 октября после работы коллектив деревообрабатывающего цеха обсудил свои задачи в предоктябрьском соревновании, – пишут в газете 10 октября 1941 года И. Молвинский и В. Батенев. – Каждое выступление звучало как клятва – встретить Октябрьскую годовщину сверхплановой продукцией …перевыполнением производственных заданий, выпуском продукции высокого качества помочь Красной Армии разгромить ненавистные гитлеровские полчища».
В 1942 году завершился переход завода на выпуск военной продукции. К этому времени на его базе в результате эвакуации оборудования с разных заводов страны был организован Сосьвинский завод автоприцепов № 4 автомобильной промышленности Главного управления автозавода имени Сталина «ГлававтоЗИС». Выпускал он в это время, кроме своей обычной номенклатуры, автоприцепы, танковые, моторные, тракторные, паровозные запчасти. За 1943 год фронту было отправлено 722 двухосных прицепа, 15 опытных санных прицепов двух типов. Шли эксперименты по замене металлических тяжелых рам на сосновые и лиственные, на каждом из них экономилось по 163 килограмма дефицитного металла.
Совещание партхозактива завода 11 апреля 1944 года отметило, что за военное время завод стал единым коллективом, удвоил выпуск продукции по сравнению с 1942 годом, повысил производительность труда на 41 процент. Тогда же была принята резолюция: «Вступая в новый хозяйственный год, партийно-хозяйственный актив на основе учета всех недостатков и умножая достижения, призывает всех рабочих, ИТР и служащих напрячь все усилия в деле улучшения работы завода и выполнить наши обязательства, тем самым помочь нашей Красной Армий добить в текущем году ненавистного врага». Слово свое коллектив сдержал: за год план по товарной продукции был выполнен на 107,2 процента, дан рост производства в 43 процента.
…А до Победы был еще год.
Газеты тех лет часто сообщали о трудовых подвигах сосьвинцев, об их помощи фронту. Н. Борзунов, секретарь парторганизации завода писал о том, что «на заводе развертывается соревнование за право рапортовать гвардейцам-уральцам. Комсомолка-станочница Мария Винокурова, грузчики Балыбердин, Старикова, Исупова ежесменно выполняют свои задания». («Северный рабочий» 20.12.1941 г.). А 26 декабря Н. Борзунов сообщил, что к 19 декабря на фронт было отослано 300 подарков рабочих Сосьвинского завода. За 5 месяцев коллектив полностью погасил подписку на заем, собрав 131.615 рублей. Кроме того, сосьвинцы ежемесячно отчисляли от своей зарплаты в фонд обороны до 10 тысяч рублей.
И все же главным своим вкладом в Победу рабочие завода считали труд по-фронтовому, по-военному. «“Из цеха не выйдем, пока не выполним своего задания”, – заявили женщины-стахановки на торжественном собрании, посвященном Международному Коммунистическому женскому дню 8 Марта. Это желание и воля всего коллектива Сосьвинского лесозавода с каждым днем воплощается в жизнь. Призыв товарища Сталина – работать дни и ночи для фронта – обязывает нас выдавать продукцию отличного качества и все в большем размере». Так начинается информация в газете «Северный рабочий» 15 марта 1942 года об участии коллектива в районном соревновании за знамя 3-й гвардейской стрелковой дивизии.
Директор завода Харитонов в 1943 году, подводя итоги, особо отметил героическую работу стахановцев-многостаночников, совмещающих профессии. На 170–200 процентов выполняли норму кузнец Моховиков с молотобойцем Лазаревым. В механосборочном цехе бригадир фронтовой бригады токарь, комсомолка Тамара Логинова, освоила все операции на обработке ответственной детали-ступицы, справляясь с заданием на 170–180 процентов. Фрезеровщица Татьяна Яркова, жена фронтовика, на завод пришла в те дни, когда муж ушел на защиту Отечества. Татьяна решила своим трудом помогать фронту, она выполнила свои обязательства перед Родиной и дала за год продукции сверх задания в фонд победы над врагом 220 нормодней.
Токарь Ф.Г. Макаров, 64 лет, во время войны ни на день не покинул ремонтно-механического цеха, работая иногда по 16–18 часов. Клавдия Осипова, по специальности бухгалтер, в тяжелое для производства время по своей инициативе пошла на производство, освоила за короткое время слесарно-лекальное дело. В 1943 году ей присвоен 6 разряд – высший на заводе среди женщин. В фонд Верховного Главнокомандования передала 182 нормосмены.
Станочница Мария Протасова, кольщица механического колуна Алевтина Лоде, пилоправ Анна Верхорубова, рамщица Таисия Верхорубова, слесарь-инструментальщик Я.Ф. Зязев – их доблестный труд создавал в те дни славу завода.
В те далекие теперь уже годы пришли на автозавод № 4 А.В. Белоусов, Н.И. Добряков, В.А. Суслов. Почти всю войну руководил заводом и только в 1961 году ушел на пенсию Михаил Александрович Куфтырев. Это им подписывались в мае 1945 года первые послевоенные приказы. 25 мая 1945 года: «По итогам работы производственных цехов за апрель решением жюри признан лучшим передовым цехом механосборочный занявший первое место в соревновании и закрепивший за собой заводское переходящее Красное знамя. Производственная программа по выпуску товарной продукции выполнена на 100,2 процента. Начальник цеха Н.И. Терещенко».
Фонды Серовского филиала Госархива хранят такую запись М.А. Куфтырева: «Во втором полугодии производство спецукупорки было снято, завод до ноября выпускал автоприцепы и деревянные детали для автомашин ЗИС-5В. В последние два месяца завод в основном прекратил выпуск автоприцепов, переключился на производство вагонных деталей».
Началась новая, мирная страница истории завода.
К сожалению, в годы перестройки многие предприятия были упразднены и закрыты, в том числе и основное предприятие поселка – Деревообрабатывающий комбинат.
Список литературы:
- Антонов А. А. Малая Родина. – Серов, 2002. – 397 с.
- Романова Т. 1. Начало: к 50-летию ДОКа // Серовский рабочий. – 1987 г. – 30 июля.
- Романова Т. 3. «Работать по-фронтовому, по-военному»: к 50-летию ДОКа // Серовский рабочий. – 1987 г. – 7 августа.
- Сосьва: исторический очерк по материалам газет и книг / сост. Н. Ф. Макаревич. – Сосьва, 2000.