Варгашинский завод противопожарного оборудования

vargashbombРабочий поселок Варгаши находится в Курганской области. Как и в любом другом поселке России, здесь живет память о трудовом подвиге народа в годы Великой Отечественной. Чем именно отмечен вклад местных жителей в Победу? Об этом вы узнаете из эссе, присланного на конкурс «Малые заводы Урала в годы войны». Организаторы конкурса – команда Клуба «Севастополь» благодарят за проделанную работу автора эссе – Сергееву Ольгу Николаевну, заведующую информационно-библиографическим отделом МКУ «Центральная библиотека Варгашинского муниципального округа».

***

На Курганской земле есть пожарный завод,
Золотник мал, да польза большая,
С работящей душою он смотрит вперед,
Своё имя трудом подтверждая.

Виктор Назаров

22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вероломно вторглись на территорию Советского союза – началась Великая Отечественная война. Линия фронта стремительно продвигалась вглубь страны. Враг рвался к Москве. А на его пути – небольшой городок Торжок, в котором находился Новоторжский завод противопожарного оборудования…

27 августа 1941 года Новоторжский завод противопожарного оборудования начал эвакуацию из г. Торжка и был размещён на территории бывшей машинотракторной станции в посёлке Варгаши Челябинской области (ныне Курганская область). Здания МТС были небольшие и не могли вместить все службы завода и оборудование, поэтому были приняты меры к постройке временных помещений, перестройке и приспособлению под производственные помещения навесов и других строений, могущих в какой-то степени быть использованными для производственных и вспомогательных служб завода. Работы по монтажу оборудования, прокладке электрических, водопроводных и воздушных магистралей велись круглосуточно. Вместе с заводом эвакуировалось 209 рабочих, ИТР, служащих, а также их семьи.

Наступала суровая зима 1941 – 42 гг. Холодной осенью и в зимних условиях завод продолжал работы по устройству производственных помещений и налаживанию производства новой для завода продукции, необходимой фронту. Заводу было поручено организовать выпуск корпусов авиационных бомб. В течение октября-ноября 1941 г. завод готовился к пуску, а в декабре начал выпуск первой продукции на новом месте. Так начал действовать новый в Зауралье – Варгашинский – завод, в дальнейшем завод противопожарного оборудования.

Работали по 12 часов в смену, недоедая, недосыпая, делая все, что можно, для фронта, для победы в тяжелейшей и суровой войне.

Яков Игнатьевич Стрижак приехал на завод в октябре 1941 года. На долю Якова Игнатьевича Стрижака, первого директора завода ППО, выпала тяжелая ноша: эвакуировать завод и наладить выпуск корпусов авиабомб в кратчайший срок. Руководил он заводом с 1941 до 1943 года. Главным инженером вместе с ним работал Георгий Васильевич Павлов. Они были требовательны к себе и окружающим, по-хозяйски разумны, внимательно относились к рабочим и специалистам.

Выпустив в середине декабря первую продукцию, партию корпусов авиационных бомб, завод изо дня в день стал увеличивать выпуск этой крайне необходимой для обороны Родины продукции. К концу 1941 года сформировались и закрепились основные кадры, костяк которых составили эвакуированные из Торжка рабочие, инженеры, мастера, служащие. Это были: контрольный мастер котельно-сварочного участка В.И. Ананьин, модельщик литейного участка В.А. Зиновьев, электросварщик котельно-сварочного участка Ф.А. Марулев, мастер ремонтно-механического участка Е.А. Бельчаков, водитель автогаража завода Т.Г. Трофимов, начальник цеха Н.А. Коршунов, кузнец Н.M. Григорьев, столяр П.П. Буров, жестянщик М.В. Васильев и другие.

Центрального отопления в то время в поселке и на заводе не было. В производственных помещениях были установлены временные чугунные печки. Топлива тоже не было, и, чтобы обеспечить им цеха и подсобные помещения, создавались бригады, которые после основной работы на производстве занимались заготовкой дров. Свежесрубленные дрова были сырыми, горели плохо, и тепла было мало. Но люди стойко переносили все лишения и трудности.

В 1942 году завод продолжает закрепляться на новом месте, изо дня в день увеличивает выпуск продукции и добивается выпуска 200 корпусов авиабомб в сутки при плановом задании 150.

На заводе остро ощущается недостаток в транспорте. Имевшиеся несколько старых, грузовиков «ГАЗ-АА» и «ЗИС-5», находились больше в ремонте. Не лучше дело обстояло и с межцеховым транспортом. Мелкие детали носили на руках из цеха в цех. В качестве межцехового транспорта использовались два быка – черный и белый. Один из них, по кличке Яшка, был очень смышлен и столь же упрям. Стоило ему услышать гудок, извещавший о перерыве, он останавливался как вкопанный. Даже посреди заводского двора. И как ни пытался возчик понукать, кричать и ругаться, все было бесполезно. Яшку мог привести в движение только следующий гудок, сигнализировавший об окончании обеденного перерыва.

В 1942-м перевес сил в нашу пользу еще не определился, и армии требовалось пополнение. С некоторых кадровых рабочих снимали «бронь». На их место приходили девчонки и мальчишки 15–16 лет.

Вот как вспоминал о том времени Аркадий Иванович Семёнов, ветеран Варгашинского завода ППСО:

«Родом я из Кировской области. В тот день мы с отцом отправились в поле – нарезать грядки под капусту. Отец послал меня за лошадью и плугом. Возвращаюсь назад – поодаль вижу председателя колхоза. Он махнул рукой, подозвал меня:

– Скажи отцу: война началась.

Папа меня упрекнул:

– Что ж ты не спросил его, с кем война?

В 1941 году я заканчивал седьмой класс. 24 июня у нас был последний экзамен. И тогда же нам, мальчишкам и девчонкам, вручили повестки, где говорилось, что мы зачислены в школу фабрично-заводского образования города Молотовска (ныне это г. Нолинск).

Через полгода 30 ребят, в том числе и я, получили назначение на работу в Варгаши. Наставник Михаил Иванович Горбылев собрал группу из тридцати человек, нас погрузили в теплушку, паровоз загудел, и поезд тронулся. В дорогу отец положил мне хлеба и сала, у других запасы были похуже. Ну не будешь же по углам прятаться и жевать втихаря? Этот сравнительно нелегкий путь мы проделали за двенадцать дней.

Добрались до станции Иковка. Судя по всему, стоянка предстояла долгая. Михаил Иванович договорился, чтоб нас покормили остатками от обеда заключенных. Там, как и сейчас, зона была. Только отошли от вагона, наш состав тронулся. Большинство вернулись, а мы, десять горемык, не успели. Зато поели.

Попутными товарняками добрались до Варгашей. Дождались утра в вокзале. Пришли на проходную:

– Мы – выпускники ФЗО. Наши уже где-то здесь, а мы отстали от поезда.

– О чем вы говорите? Никто еще не приезжал.

Оказывается, наша основная группа в теплушке проехала до Лебяжья. На завод она прибыла лишь на следующий день.

1942 и 1943 годы были самыми тяжелыми. В поле – неурожай. Хлеб по карточкам. Положено 600 граммов в день, а фактически – 400. Летом ели крапиву, зимой – мороженую картошку. С голоду руки распухнут, лицо отечет так, что глаза смотрят, как в щелку, ноги почти до колен тоже разносило. Уже к осени из всей нашей группы на заводе остались двое – Колупаев Андрей Лаврентьевич и я. Шестнадцать лет нам исполнилось уже здесь, в Варгашах.

Обуть тоже нечего было. Летом даже кадровые рабочие, что приехали из Торжка, ходили на работу босиком. И мы – тоже. Наступила осень. Выпал первый снег. Почти не раздумывая, босые, пошли на работу. Если дома сидеть, так останешься без карточки и вовсе с голоду помрешь. Смена тогда продолжалась с семи до семи часов. Заскакиваем в проходную, а там директор завода Яков Игнатьевич Стрижак.

– Ребята, вы, почему босиком?

– У нас никакой обуви нет…

Директор скомандовал, и кладовщица выдала нам парусиновые ботинки на деревянной подошве. Мы подмотали в них тряпки, бумагу. Но все равно стирали ноги до мозолей. Тогда сточили подошву спереди и сзади. Легче стало. Отец, он был инвалидом, писал мне из дому: «Ты терпи как-нибудь».

Весной 1942-го, когда мы приехали, завод уже выпускал продукцию. Сначала автоцистерны на полозьях для подвозки горючего зимой к линии фронта. Осенью уже делали цистерны на колесах, а летом – на шасси автомобилей ЗИС-5, которые пригоняли с Миасского завода. Основным нашим изделием стали корпуса авиабомб ХАБ-100. На фронте они использовались как фугасно-осколочные.

Основой служили стальные болванки диаметром 140–150 миллиметров. Очень тяжелые по весу. Обычно собиралось до десяти рабочих, еле-еле втаскивали болванку в цех. Больших станков, чтоб поделить ее на части, не было. Рабочие сначала высверливали отверстия по окружности, потом рубили металл зубилом на метровые заготовки. Токаря вытачивали конические детали, к которым приваривались головка и стабилизатор. Завод выдавал на первых порах по 60 авиабомб в сутки.

Кадровых рабочих, приехавших из Торжка, осталось немного. В 1942 году в цеха пришли девчонки – токарями стали Ольга Михайловна Могильникова, Александра Ильинична Кудинова, Александра Михайловна Теренкова. Профессию фрезеровщика получила Александра Андреевна Бабич, профессию сварщика – Антонина Павловна Сизикова.

Оставила свой след в истории завода Ольга Mихайловна Могильникова:

«B начале войны я была эвакуирована из г. Валдай Новгородской области. Работы по специальности в Варгашах не нашлось (я еще в 1940 году окончила педагогическое училище). Вот почему в апреле 1942 года поступила на завод учеником токаря.

Всю войну мы трудились по 12 часов без выходных и отпусков. У меня был револьверный станок. Моей любимой была деталь № 1 – конус корпуса авиабомбы. Довела все движения до автоматизма. Пользовалась шаблоном. Вместе с мастером мы заточили под нужным углом победитовый резец. Это ускорило обработку, да и оборотов станку я обязательно добавляла.

За смену мне нужно было выточить 30 конусов. За две нормы давался дополнительный талон на ужин, и я всегда старалась выполнить две нормы. Постоянно хотелось есть».

Из воспоминаний ветерана завода ППСО Александра Ефремовича Бельчакова:

Родом из Торжка. Приехал в Варгаши в сорок первом году вместе с отцом. На заводе с 1944 по 1990 год. Работал токарем, мастером смены.

«Рос я без мамы. Она умерла, когда мне исполнилось десять дней. Бывало, бабушка положит в хозяйственную сумку еды и скажет:

– Отнеси отцу на завод.

Я жду его у ворот в начале обеденного перерыва, а он выходит мне навстречу.

Чтобы попасть в смену, мне надо было перейти площадь. Когда немцы подошли близко, то через наш город непрерывно пошли красноармейские части на Ржев. Мы стояли часами, и никак невозможно было перейти дорогу.

Потом отец объявил, что нас вместе с заводом будут эвакуировать в Варгаши. Собрали мы немного домашнего скарба, в том числе кровати. Погрузили в вагон. В нем мы и ночевали всю дорогу, пока ехали. А днем мальчишки выходили на платформу и залезали в кабину газогенераторного трактора. Бывало, вымажемся в саже. Зато нескучно и все видно.

В 1944-м я поступил на завод и учился на сварщика. Спецодежда была простенькая – телогрейка и брюки, покрытые марлей. Бывало, приду домой, а коленки голые, выносились. На дворе – зима. Отец посмотрел на меня и говорит:

– Давай ко мне, в отдел главного механика.

Здесь мы в специальных ваннах испытывали под давлением корпуса бомб».

С конца 1943 года директором завода назначается Легков Александр Павлович. На заводе работал недолго с 1943 года по 1944 года. Главным инженером работает Александр Григорьевич Пузощатов. Александр Григорьевич к этому времени уже прошел хорошую производственную школу на Курганском машиностроительном заводе (бывшей «Турбинке»), где он еще до войны прошел путь от молодого специалиста до главного инженера завода.

В 1944 году вышло постановление Государственного Комитета обороны Союза ССР «О восстановлении производства средств пожаротушения», и со второй половины года по заданию Наркомата минометного вооружения, в систему которого в это время входил завод, началась разработка проекта опытного образца пожарной автоцистерны. Силами технического отдела под руководством начальника этого отдела Андрея Степановича Константинова была разработана техническая документация, и заводом был изготовлен опытный образец пожарной машины. Активное участие в работах по созданию этой пожарной техники принимал А.Г. Пузощатов, который направлял и возглавлял эти работы. Это была упрощенная конструкция военного времени открытого типа на шасси ЗИС-5 с большим запасом воды и передним расположением насоса марки ПМ-1200. Первой пожарной машине Варгашинского завода противопожарного оборудования была присвоена марка ПМЗ-7.

Победный май 1945 года завод встретил с новым директором. В конце 1944 года по 1946 год на заводе директор Балков Павел Павлович. Старожилы высоко ценили его порядочность и компетентность.

К середине 1945 года с заводского двора были отправлены в освобожденные районы страны десятки изготовленных пожарных машин. Вместе с выпуском пожарных автоцистерн ПМЗ-7 завод выпускал автоцистерны для перевозки бензина под маркой АБЦ-43.

Радио принесло весть о полном разгроме гитлеровской Германии. Наступивший день Победы принес всем радость и облегчение. Трудно передать ликование людей. Все плакали от радости и обнимались. Все собрались на митинг, который прошел на территории завода. Подогнали машину, открыли борта, распахнули ворота, пришли люди обоих смен. Сначала были слезы, а потом радость. Директор завода Павел Павлович Балков подписал приказ. За самоотверженный труд большая группа заводчан была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Началась мирная жизнь. После ухода с Варгашинского завода ППО П.П. Балков работал директором Лысьвенского турбогенераторного завода в Пермской области.

В 1946 году в системе Министерства машиностроения образовался новый Союзный главк — Главное управление по производству противопожарного оборудования, которое объединило 13 заводов, в том числе и Варгашинский завод противопожарного оборудования. При Главке было организовано специальное конструкторское бюро (СПКБ), на которое возлагалась разработка новых видов противопожарной техники.

Варгашинскому заводу противопожарного и специального оборудования пришлось пройти нелегкий путь, неразрывно связанный с важнейшими вехами в истории нашего государства.

На фото: макет корпусов авиационных бомб, изготавливавшихся на Варгашинском заводе. (Снимок предоставлен автором эссе.)

Список использованных источников:

1.Бубнов, В.А. Варгашинский завод противопожарного оборудования // Развитие машиностроения в Зауралье / В. А. Бубнов. – Курган, 2000. – С. 418 – 431.

2.Кузьмин, А. Есть в Варгашах завод / А. Кузьмин. – Курган : Зауралье, 2001. – 166 с.

3.Рубцов, А. Они писали историю завода / А. Рубцов // Варгашинские вести. – 2021. – 23 сент. – С. 5.

4.Рубцов, А.Н. Это нашей истории строки / А. Н. Рубцов // Варгашинские вести. – 2023. – 24 сент. – С. 6. : фот.