Клуб «Севастополь» рад предложить всем, кто следит за ходом конкурса «Малые заводы Урала в годы войны», новую публикацию – эссе от специалистов МБУК «Центральная библиотека» Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области. Авторы присланной работы – Зияда Утарбаевна Гигилева, библиограф, и Наталья Федоровна Маркина, библиотекарь. Коллектив ВПК «Севастополь» благодарит авторов за присланные материалы, которые пополнят копилку знаний уральских краеведов.
Илецкий соляной рудник
Накануне Великой Отечественной войны Соль-Илецкий район по численности населения был небольшим, в нем проживало около 37 тысяч человек. В то время районный центр еще не был городом, он имел статус рабочего поселка и назывался Илецкая Защита. Здесь проживало около половины всех жителей района. Значительную прослойку населения составляли рабочие и служащие (свыше 6 тысяч человек). В районном поселке в годы войны работало несколько предприятий союзного значения и предприятия местной промышленности.
Главным и самым крупным промышленным предприятием (сохранившим этот статус и сегодня) являлся Илецкий соляной рудник. Илецкий соляной промысел стал одним из старейших добывающих предприятий нашей страны. Он возник в 1754 году на базе колоссальных запасов каменной соли, расположенной почти на поверхности земли. Это создало благоприятные возможности для добычи больших объемов качественной каменной соли, признанной во всем мире, благодаря своим вкусовым достоинствам и химическим характеристикам.
Перед самой войной, в 1940 году, соляной рудник дал стране 230 тысяч тонн первоклассной поваренной соли, что в сравнении с предыдущим годом превосходило добычу продукции в пять раз. Если до войны соль-илецкий рудник обеспечивал солью 26 областей, то в 1943 году должен был поставить свою продукцию в 46 областей Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны илецкие горняки самоотверженно трудились, стремясь обеспечить фронт и тыл пищевым продуктом, без которого немыслимо существование человека. Если учесть, что соляные месторождения Украины и Крыма были захвачены фашистами, а Эльтонская и Баскунчакская соляные разработки в значительной степени дезорганизованы ввиду близости фронта, то значение Илецкого соляного рудника в те годы неизмеримо возросло. Нужно было срочно решать две главные задачи: во-первых, увеличить добычу соли, во-вторых, своевременно транспортировать ее к местам потребления.
Выполнить эти задания в условиях военного времени было чрезвычайно трудно. Коллектив горняков в количестве 350 человек постоянно менялся, мужчины призывного возраста уходили на фронт. Их места занимали женщины и подростки. В 1942 году, например, половину рабочих занимали женщины, которые выполняли тяжелейшую мужскую работу. Многие работницы перевыполняли производственные нормы в 2–3 раза. Документы сохранили имена лучших из них – Г.А. Гришина и Н.И. Бабенко. Многочисленные трудности преодолевались в процессе работы, что позволило предприятию справиться с производственными задачами военного времени. И это в немалой степени заслуга женской части трудового коллектива.
За время войны резко ухудшилось материальное, жилищно-бытовое положение рабочих, так как город был переполнен эвакуированным населением из прифронтовой полосы. На 1 февраля 1942 года в городе было размещено 4245 человек; количество эвакуированных все время росло. Кроме того, здесь были размещены несколько крупных госпиталей, детские дома, некоторые предприятия, воинские части.
В первые недели и месяцы войны в Советскую Армию ушло 300 коммунистов из парторганизации района численностью в 500 человек, 600 из 750–800 комсомольцев, большое число беспартийных рабочих, крестьян, интеллигенции – весь цвет населения района. Также в армию было мобилизовано большое число лошадей, разного рода техники и т. д. Жизнь в городе и районе была напряженной, как и во всей стране. Огромное бремя войны легло на плечи оставшихся в тылу жителей. Соль-Илецкий район в тяжелейших условиях выполнял колоссальную работу на благо Родины, на общее дело разгрома ненавистного врага.
Оренбургская и Илецко-Уральская железные дороги, выполнявшие задания по военным перевозкам, естественно, не могли обеспечить рудник необходимым количеством вагонов для отправки соли. Это вызывало вынужденные простои и приводило к громадному скоплению на руднике добытой соли. Так, например, за август 1944 года рудник недополучил от железной дороги под погрузку 151 вагон, вследствие чего вынужден был складировать соль, что сильно снижало производительность добычи и вызывало нехватку продукта в стране. Аварии, недостаток электроэнергии – отсюда недостаточное использование врубовых машин, электросверл, скреперов, дробильной кофейни, мотовозов и другого оборудования, что задерживало выполнение производственного плана. Соляной рудник ежегодно добывал в среднем 9 миллионов пудов соли, а по плану он должен был добывать 11–12 миллионов пудов.
В 1942 году план по добыче соли был выполнен только на 69 процентов. Наиболее успешным для предприятия был 1943 год, когда плановое задание было выполнено полностью, выдано 149 000 тонн соли. Рудник занял второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании и получил премию Наркомата пищевой промышленности и ВЦСПС. Однако в 1944 году вместо 150 000 тонн было выполнено 123 527 тонн, план был выполнен лишь на 82,4 процента.
Вполне понятно, что производительность труда на протяжении всей войны была недостаточной. В 1943 году, например, бурщики выполняли сменные нормы на 85 процентов, запальщики – на 95 процентов, отвальщики– 105 процентов, скреперщики – на 82 процента, вагонщики – на 40 процентов и т. д. Недостаток квалифицированных рабочих, текучесть рабочей силы, резкое ухудшение условий труда, слабое внедрение техники безопасности, рост травматических повреждений – все это сказывалось на снижении производительности труда, и повышало себестоимость производимой продукции. В 1942 году, например, себестоимость одной тонны соли – составила 12 рублей 83 копеек вместо 9 рублей 95 копеек плановой, – т. е. на 28,9 процентов больше. В 1943 г себестоимость одной тонны соли поднялась до 14 рублей 2 копеек, вместо 11 рублей 53 копеек – рост на 23,5 процента. На повышение себестоимости влияло и подорожание вспомогательных материалов, и, конечно, нехватка рабочих рук.
В тоже время, труд, освященный великой идеей защиты Отечества от фашистов, порождал невиданный энтузиазм рабочего коллектива. Достаточно сказать, что в годы войны илецкие горняки перешли с 8-часового на 11-часовой рабочий день. Это свидетельствует о высоком патриотизме трудящихся в тылу, чувстве долга перед Родиной, находившейся в смертельной опасности. Многие рабочие и работницы перевыполняли производственные нормы в два, а то и в три раза. Так, грузчик Войтин выполнял сменную норму на 250 процентов, токарь Гришко – на 300, отвальщик Я.Ф. Охремчук – на 213, запальщица Н.И. Бабенко – на 145, врубовый машинист А.Ф. Кись – на 145 процентов, бурщица Мищенко И.Х. – на 138 процентов. Эти и многие другие рабочие показали образцы высокой производительности труда.
К концу войны на Илецком руднике закончилось строительство второго ствола, с пуском которого добыча соли должна была увеличиться до 350 тысяч тонн в год.
Приказ военного времени 1944 года:
«Приказ № 32 по Илецкому госсольруднику от 8 марта 1944 года.
На протяжении Великой Отечественной войны женщины Советской страны рука об руку, плечом к плечу, наравне с мужчинами на фронте и в тылу, на заводе и в шахте, во всем народном хозяйстве проявляют героизм, отдают все свои силы, упорно овладевают техникой и дают высокую производительность. Все это во имя желания скорейшего разгрома ненавистных немецких захватчиков. На нашем предприятии многие женщины уже заменили мужчин, ушедших на фронт, и с успехом овладели квалификацией машинистов скреперов, подъемной машины, коногонов, мельников и т.п. Они с полной любовью оказывают помощь бойцам и командирам, ранено-больным, находящимся на излечении в наших подшефных палатах и госпиталях.
В день 8 марта лучшим из лучших работницам и домохозяйкам дирекция объявляет благодарность и возлагает надежду, что и в дальнейшем женщины сольрудника будут бороться за высокую производительность труда, тем самым приближая победу над немецкими фашистскими извергами.
Директор Госсольрудника М.Гаркуль»
За самоотверженный труд правительство наградило орденом Трудового Красного Знамени рабочих Неполющего, Кись, а также директора рудника М.И. Гаркуля. Медалями «За доблестный труд за годы Великой Отечественной войны» награждено 99 человек, значками отличника социалистического соревнования Наркомата пищевой промышленности – 22 человека, похвальными грамотами – 18 человек.
После Великой Отечественной войны Илецкий соляной рудник постепенно преодолевал тяжелые последствия невиданной в истории человечества войны. Производительность труда стала возрастать из года в год. Если в 1947 году рудник дал стране 8,4 млн. пудов соли, то в 1948 году – 11 млн. пудов. В последующие годы рудник наращивал и наращивал темпы.
Гаркуль Михаил Игнатьевич (04.04. 1895 г., Латвия – неизв.) – директор солерудника с 1937 по 1948 гг. Окончил 6 классов. Работал в ж/д депо г. Двинска. 1915 г. – призван в армию. 1918 г. – вступил добровольцем в Красную армию. В боях гражданской войны был трижды ранен. В 1921 г. направлен в Донбасс в г. Артемовск. Работал охранником, кочегаром, председателем профсоюзного комитета. С 1931 г. – начальник шахты, с 15 августа 1937 г – директор Соль-Илецкого рудника. В декабре 1942 г. награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Возглавлял рудник 11 лет.
Машиностроительный завод
В городе Соль-Илецке работали эвакуированные предприятия. Так, станкостроительный завод Наркомата станкостроения, эвакуированный в конце 1941 года из Одессы, с марта 1942-го начал производственную деятельность в Соль-Илецке как завод № 227. Он расположился на площадях мастерской Соль-Илецкой МТС, а мастерская, которая обеспечивала выполнение заказов по ремонту моторов, изготовлению и реставрации запасных частей, была ликвидирована, что, несомненно, отрицательно сказалось на развитии сельского хозяйства области.
Вновь размещенный завод на протяжении военных лет, не имея в наличии соответствующего оборудования, литейного и термического цехов, необходимой мощности силовой станции, не мог развернуть работу по станкостроению и выполнял задания по производству боеприпасов. С марта 1942 года завод выпускал 45-миллиметровые снаряды, спецдетали для танка Т-50.
Производственных рабочих насчитывалось 350 человек, в т. ч. инженерно-технических – 30 человек. Деятельность завода протекала в очень сложных условиях, состояние станочного парка было крайне неудовлетворительным, поскольку большинство станков, поступивших из Одессы, были изношены, повреждены при перевозке и часто выходили из строя. Приходилось решать сложнейшие задачи по обеспечению прибывшего предприятия рабочей силой. Коллектив станкозавода на 75–80% состоял из эвакуированных, а их необходимо было обеспечить жильем, питанием.
Организационные трудности постепенно преодолевались, в результате чего завод уже в 1942 году добился отличных результатов – план выпуска боеприпасов был выполнен на 152,5 процента, по валовой – на 119,8. Этому во многом способствовало социалистическое соревнование, развернувшееся на предприятии с первых дней. Резко повысилась производительность труда, сократились простои станков, снизился брак. Рабочие Давиденко и Воскресенский выполняли нормы на 200–300 процентов, комсомольцы Морозов – на 200, Садчиков – на 140, комсомолец Лукьянов ежедневно выполнял норму на 300–400 процентов.
Комсомольско-молодежная бригада Н.П. Бессилиной выполняла норму выработки на 200 и более процентов. Феня Лопанова, Лидия Кузнецова, Анна Галкина, Надежда Леонтьева, Полина Оплачко, Вера Лысенко, Таисия Козаренко, Анастасия Ефремова, Анна Константинова, Антонина Тырсина, Полина Давыденко обрабатывали снаряды. Почти всегда перевыполняли нормы Е.П. Аржавитова, Ю. Саяпина, Е. Захарова, Садчикова. Знали эти женщины только один маршрут: завод-дом-завод, работали, подчас не зная выходных. Вот так вспоминает труженица тыла Юлия Васильевна Саяпина: «Война застала меня, когда я училась в девятом классе. Я добровольно устроилась токарем на эвакуированный военный завод № 227. Трудиться приходилось целые сутки, выпуская снаряды, так необходимые фронту. Закончив тяжелую рабочую смену, помогала по дому – полола и поливала огород, ухаживала за коровой».
Из трудившихся в 1943 году в Соль-Илецком районе 500 стахановцев на заводе работало 50 (большинство – молодежь). Завод выпускал 10 000 снарядов в месяц, хотя при полном обеспечении сталью и вспомогательными материалами мог выпускать не менее 17 000 – 20 000 штук в месяц.
С освобождением оккупированных территорий советское правительство стало гораздо больше внимания уделять мирной экономике. Согласно постановлению СНК ССР от 30 апреля 1944 года на базе вернувшегося в Одессу станкозавода был создан Соль-Илецкий механический завод, на котором был организован выпуск столь необходимых сельскому хозяйству запасных частей для сельхозмашин.
Выполняя задание по производству деталей, завод оказал машинотракторным станциям области большую помощь в ремонте тракторного парка. Завод, переданный в ведение Чкаловского облисполкома, имел хорошее оборудование, и, как отмечалось в одном документе, «завод с его оборудованием как областная база по производству запчастей к тракторам и комбайнам имеет большие перспективы».
Официальная дата рождения машиностроительного завода – 4 июля 1944 года. В этот день был подписан приказ об образовании на базе эвакуированного Одесского станкостроительного завода Соль-Илецкого ремонтно-технического. Завод переходил на мирные рельсы.
На фото: цех машиностроительного завода. (Снимок предоставлен авторами статьи.)
Список использованных источников:
Аксенов, А. В. Соль Илецкая [Текст]: историко-экономический очерк / А.В. Аксенов. – Оренбург: Бузулукская типография, 1969. – 170 с.
Вдовкина, О. Архив свидетельствует; все для фронта! [Текст] / О. Вдовкина // Илецкая Защита. – 2010. – 6 мая. – С. 2.
Кожевников, В. Трудились во имя Победы [Текст] / В. Кожевников // Илецкая Защита. – 1997. – 29 апреля. – С .2.; 6 мая. – С. 2.
Кожевников, В. Соль-Илечане – фронту [Текст] / В. Кожевников // Илецкая Защита. – 2015. – 27 июня .– С. 2.
От Илецкой Защиты до Соль-Илецка [Текст] / Авт. Д.А. Сафонов, Р.Р. Хисамутдинов, К.Ш. Ахтямов; ред.: Е. Урбанович, С. Плаксин; фот.: О. Грачева, С. Плаксина, В. Соколова. – Оренбург: «Орлит – А», 2009. – 151с.