Эссе «Становление» поведает вам историю двух предприятий в поселке, а ныне городе Шумиха (Курганской области) – завода подшипниковых иглороликов и машиностроительного завода. Автор этой работы, присланной на конкурс «Малые заводы Урала в годы войны», – Васянович Галина Михайловна, заведующая структурным подразделением Центральная библиотека МКУК «Шумихинский центр культуры и досуга». Команда ВПК «Севастополь» благодарит Галину Михайловну за участие в конкурсе.
1. Шумихинский завод подшипниковых иглороликов
В трудный для страны период, начало Великой Отечественной войны, народное хозяйство испытывало большую потребность в подшипниках, поэтому Наркомат среднего машиностроения вынес решение о создании в рабочем поселке Шумиха завода по восстановлению подшипников качения.
В декабре 1941 года в поселок Шумиху из Москвы был эвакуирован цех первого подшипникового завода и размещен в здании клуба им. Морозова.
В феврале 1942 года под руководством инженера Ю. Н. Богорода началось переоборудование под цех завода поселкового клуба и монтаж оборудования.
Работа проводилась в тяжелейших условиях военного времени подростками В. Г. Рогозиным, А.Е. Пановой, Н.Е. Кардаполовой, С.С. Киндеевой и другими, ставшими впоследствии кадровыми рабочими заводами. Работали по 12 часов в сутки с 8 часов утра до 8 часов вечера. Все строилось вручную, не было никакой механизации, специальной обуви и одежды. Канавы рыли простыми лопатами, в лучшем случае на ноги давали ботинки с деревянными подметками, а иногда работали в тапочках на ногах вместо сапог.
Из воспоминаний Иды Матвеевны Цвиренко: «Первого сентября 1942 года мне нужно было идти в 7 класс, а я пошла на завод… и таких как я на заводе много было. Устанешь, а домой ночью далеко идти. Ночевала прямо на заводе. Для колхозов гаечные ключи делали, библиотечки собирали в деревню, художественную самодеятельность организовывали. Все это держалось на энтузиазме комсомольцев».
Директором создавшегося завода был назначен инженер Ю.Н. Богорад, с его именем навечно связано строительство и становление завода. Завозилось оборудование, начался монтаж. Здание бывшего клуба было полностью переоборудовано под завод. Главным инженером был назначен Николай Иванович Сердечный. Руководство завода вместе с рабочими ездили в Челябинск на эвакобазу, где были собраны вагоны с оборудованием, вывезенным из оккупированных районов страны. На этой базе они и выбирали оборудование для строящегося завода.
В то время когда монтировали завод, параллельно готовили и кадры. В городах Свердловске, Алма-Ате учились своему мастерству будущие наладчики, шлифовальщики. Сроки учебы были жесткие, военные. 16 июля 1942 года монтирование оборудования было закончено, и завод приступил к изготовлению продукции. Рабочих набирали среди жителей Шумихи, в основном молодежь 15–17 лет, большинство из них девушки. Они не знали никакой профессии, обучали их те, кто окончил курсы в Алма-Ате и Свердловске.
Двадцатого августа 1942 года руками бывшей строительницы А.Е. Пановой собирается первый подшипник, а к концу года завод выпускает 16 тысяч штук подшипников качения. Небольшой коллектив стремится в дело Победы внести свой вклад, отдавая все силы для наращивания производства. Условия труда были тяжелыми, особенно в зимнее время. В помещении стоял холод, и перед тем как приступить к работе, надо было отогреть станки. Пока не было отопления, станки отогревали паяльными лампами, затем сделали печки, топили их немного, чтобы хоть как-то работать. В 1945 году произведено уже 145 тысяч подшипников.
Ветераны, всю свою трудовую деятельность, проработавшие на заводе начинали также в годы войны:
– Цвиренко Ида Матвеевна поступила на завод в 1942 году в возрасте 15 лет, сначала трудилась учеником шлифовщика. В 1944 году вступила в комсомол.
– Коростин Евгений Евстафович пришел на завод шестнадцатилетним пареньком в конце января 1943 года. Был слесарем, весовщиком, мастером.
Небольшой коллектив самоотверженно работал под лозунгом «Все для фронта, все для Победы над врагом!», стремился внести свой вклад в общее дело Победы и отдавал все силы для наращивания производства.
После окончания войны на завод пришли демобилизованные воины Н.П. Семенов, П.И. Калинин, А.В. Миронов, И.И. Вяткин, Н.Г. Гаврилов, П.С. Жданов. Слаженная работа коллектива позволила ежегодно увеличивать выпуск восстановленных подшипников.
На фото: Шумихинский завод подшипниковых иглороликов. (Снимок предоставлен автором эссе.)
Список использованных источников:
Баженова Г.В. Край, где Родина начинается // по материалам районного историко-краеведческого музея / Г.В. Баженова. – Шумиха, 2014. – 384 с.
Ахметова Л. Это нашей истории строки / Л. Ахметова // Знамя труда. – 2012. – 9 марта.
Заводу подшипниковых иглороликов – 40 лет // Знамя труда. – 1982. – 19 августа.
Евстафьев Е. Становление / Е. Евстафьев // Знамя труда. – 1987 – 13 августа.
2. Шумихинский машиностроительный завод
…Суровый 1941 год. Завод противопожарного оборудования ППО имени Войкова эвакуировался в город Шумиху из г. Запорожья. На станцию Шумиха эшелон прибыл 16 сентября 1941 года. Для размещения была предоставлена территория МТС, на которой имелась неотапливаемая мастерская, состоящая из одного помещения, в котором ремонтировались трактора и комбайны. Был еще навес – крыша, под которую ставили на зиму сельхозмашины из колхозов. Жилья для Запорожцев также не было. Несколько человек – самых основных специалистов вселили в квартиры работников МТС. Хозяевам пришлось потесниться. Остальные искали жилье для своих семей в частных домах.
Первым директором завода был назначен секретарь парторганизации, слесарь Запорожского завода Гуревич Исаак Соломонович. Были следующие назначения: Мирошниченко Николай Тимофеевич – начальник конструкторского бюро, Пахомовский Марк Иосифович – заместитель директора по снабжению; Виган Виктор Карлович – главный механик, Чайковский Александр Клементьевич, Гласнер Александр, Батюшков Сергей назначены мастерами механического цеха. Приступили к работе модельщик Гасенко Семен Лукич, токарь-универсал Балтин Альберт Иванович, слесарь Бондаренко Дмитрий Федорович электрик Педан Григорий Степанович и многие другие. Это в честь их в сквере перед зданием управления установлен памятник из гранитной крошки. Надпись на мемориальной доске гласит «Рабочим, техникам, инженерам завода им. Войкова П.Л., эвакуированного из города Запорожья, выпускавшим военную продукцию в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».
В октябре было объявлено, что эвакуированный завод начал набор рабочих для строительства завода. Вместе с заводом приехали 70 специалистов. Сложность того периода для завода заключалась в том, что в Шумихе не было подготовленных слесарей, токарей, фрезеровщиков, литейщиков и других специалистов. Приходилось заново набирать и учить людей. А затем пришлось часть их отправить на фронт.
Пока строился литейный цех, в бывшей мастерской МТС копались котлованы под установку станков и другого оборудования и тут же все устанавливалось. В цехах работали одни подростки и женщины. На их плечах держался завод. Тогда пришли на завод многие, чьи имена остались в памяти заводчан: Михаил Григорьев, Скотинцев Виктор, Гуженков Петр, Чернышова Мария, Анатолий и Лидия Водянниковы, Лида Антропова (Мирошниченко).
В ноябре на заводе уже трудилось 164 человека, в декабре – 216. В тяжелейших условиях за два с половиной месяца завод был подготовлен к пуску. И уже в январе 1942 года завод выпустил первую продукцию – пожарные насосы, используя запасы сырья материалов, вывезенные еще из Запорожья. Люди работали с огромной ответственностью и энтузиазмом, несмотря на многочисленные трудности. Завод начал выпускать мины: сначала марки М-56, а потом еще и большего размера М-82. Военную продукцию по качеству принимал военный представитель Гугель.
Вспоминает Л.В. Мирошниченко. «Зарплата у работающих в то время была мизерной. Главное было это хлебная карточка. На месячный оклад на рынке можно было купить кому одну, кому две булки ржаного, сырого как глина, хлеба, которая стоила 400–500 рублей, ведро картошки 500 рублей. Завод работал круглосуточно. Руководители в цехах были сутками, уходили домой за полночь, а к 7 часам утра были вновь на рабочих местах. Совещания и планерки проводились только ночами. Все основное время отдавали обучению молодых кадров, растили из местных парней и девчат-наладчиков, мастеров, начальников цехов.
В середине 1943 года директором был назначен Павлов Георгий Васильевич, который подготовил возвращение основных специалистов в Запорожье на завод ППО. В конце 1943 года, по мере освобождения советскими войсками оккупированных территорий, с Урала и Сибири стали возвращаться к своим родным местам специалисты и производственные рабочие, чтобы восстанавливать разрушенные заводы. Для Шумихинского завода отъезд ядра коллектива обернулся страшным ударом.
До окончания войны оставалось чуть больше года. Остались работать кое-чему научившиеся рабочие. С первых дней основания завода трудились Павел Горбунов, Николай Гуженков, Вячеслав Устинов, Евдокия Дюрягина. Павел Горбунов прошел путь от ученика токаря до старшего мастера. Стал сменным мастером бывший ученик Николай Гуженков. Опытным специалистом стал слесарь-ремонтник Юрий Евстигнеев. Контролер в механическом цехе Лидия Николаевна Микурова, которая пришла на завод еще девчонкой, освоила много специальностей: работала слесарем, токарем, шлифовщицей, инструментальщицей. Григорий Кириллович Михайлов работал с первого дня существования, выучился на слесаря, у него был хороший учитель, специалист из Запорожья Бондаренко.
Условия труда были порой невыносимыми. Оборудование было устаревшим, поэтому часто выходило из строя. В цехах – полумрак, сквозняки, холодно. Одна цилиндрическая печь была на весь цех, топилась торфом. Металл и материалы для производства из железнодорожных вагонов выгружали своими силами, перевозили на санях зимой, на тележках и тачках летом в цеха. Чуть позднее единственным средством перевозки был бык Мишка, который твердо усвоил маршрут перевозок от складов до цехов и участков. Старые рабочие с улыбкой вспоминают, что при звуке заводского гудка на обед, Мишка сбрасывал ярмо и отправлялся к своей кормушке «обедать».
В 1942 году на фронт ушли многие восемнадцатилетние парни с завода. На их место становятся молодые девушки, мальчики, вчерашние ученики. Но завод не снижал темпов по выпуску боеприпасов. Также в 1942 году на завод пришла Катя Квашнина, была истопницей, была подсобной рабочей и все старалась быть поближе к станку. Урывками училась премудростям работы на токарном станке, потом работала токарем, а затем и мастером. И вот она Екатерина Петровна вспоминает: «Нас с Варей Королевой назначили мастерами на участок, работали по сменам по 12 часов, сменяя друг друга».
Из воспоминаний Мирошниченко Лидии Васильевны. «Я на завод поступила в первые дни, бросила школу – 9 класс… В моей трудовой книжке сделана первая запись 18 октября 1941 г. «Принята на работу учеником токаря». Я была определена в бригаду по строительству литейного цеха. Нам вручили носилки, лопаты: ломами разбивали смерзшийся песок, разогревали на костре воду со льдом. Насыпали цемент и готовили раствор для фундамента литейного цеха. Кладку кирпичами производили мужчины и мальчики подростки. По мере роста стен носилки с кирпичом и раствором носили по деревянным настилам, ноги подкашивались под тяжестью груза. Подъемных механизмов не было. Когда дело дошло до вагранки, то носить носилки на такую высоту было и тяжело и страшно. Зима 1941–1942 годов была очень суровой. Ни одежды, ни обуви теплой почти не у кого не было. И так в 16 лет мы стали взрослыми.
2 января 1942 года я переведена на работу токарем 3 разряда. Это означало, что все подростки, которые должны работать у станков и верстаков, переведены в цеха. Подан ток, завод начал выпускать продукцию. Мастеров не хватало, начальников тоже, они сутками не выходили из цехов, к тому же много работающих отправляли на фронт. В 1942 10 июля меня перевели в техотдел, вот только из этого, можно представить какое трудное было положение с работниками в техотделе. Всех надо было учить». И несмотря на трудности, коллектив завода, как рабочие, так и инженерно-технические работники, вспомогательные службы героически трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы, «Не выполнишь задания – не уходи с завода».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» награждено 207 тружеников завода.
Список использованных источников:
Жиркова А.Г. Шумихинский машиностроительный завод. Годы и люди / А.Г. Жиркова. – Шумиха, 2001. – 132 с.
Мирошниченко Л. Возрождение завода / Л. Мирошниченко // Знамя труда. – 1985. – 16 июля.
Плюснина Н. Предприятию полвека / Н. Плюснина // Знамя труда. – 1991. – 28 сентября.
Из истории «АО «Шумихинский машиностроительный завод» // Знамя труда. – 1996. – 28 сентября.