Есть в Варгашах завод

vargashrabotnikiЗа годы проведения краеведческого конкурса «Малые заводы Урала в годы войны» случалось от разных авторов приходили работы по истории одного и того же предприятия. На сей раз поступили два эссе, посвященных Варгашинскому заводу противопожарного и специального оборудования. Одно из них вы уже видели ранее, сегодня же предлагаем познакомиться с работой Макаровой Елены Петровны, библиотекаря Баксарской сельской библиотеки (МБУК «МЦБ Лебяжьевского района»), и Точилкиной Ларисы Петровны, заведующей филиалом Баксарского СДК (МБУК «Лебяжьевский СКЦ»). Наша большая благодарность авторам за проделанный труд!

***

История Варгашинского завода ППСО (противопожарного и специального оборудования) начинается 27 августа 1941 года. Шла Великая Отечественная война. По радио пели: «Вставай, страна огромная». Линия фронта приближалась к Москве, а значит, и городу Торжку Калининской области. Директор завода Яков Игнатьевич Стрижак, отправляясь на работу, не знал, как он будет выполнять производственную программу.

С начало войны связи с поставщиками оборвались, железные дороги забиты важными эшелонами. Материала на складе почти не осталось. Завод противопожарного оборудования выпускает спецмашины и автобензоцистерны. И то, и другое крайне необходимо фронту. Как быть?

В конторе его ждал полученный спецсвязью приказ из министерства. В нём говорилось, что директор обязан в срочном порядке эвакуировать завод на восток. Конечным пунктом значился посёлок с замысловатым названием Варгаши. Где- то за Уралом.

Яков Игнатьевич присел за стол, обмакнул перо и написал синими чернилами:

«Приказ №171 от 27 августа 1941 года по Новоторжскому заводу противопожарного оборудования об эвакуации вглубь страны.

Разместить завод, на бывшей территории МТС в посёлке Варгаши, Курганской области. Начать выпуск военной продукции – бензоцистерн.

С 1942 по 1943 годы необходимо увеличить выпуск военной продукции до 200 корпусов авиабомб в сутки при плане 150. Развить подсобное хозяйство: огороды, дойное стадо. Для рабочих открыть заводскую столовую и организовать массовый набор людей для работы на заводе из посёлка Варгаши и ближайших деревень».

С первым эшелоном прибыл в Варгаши главный инженер Георгий Васильевич Павлов. Эвакуационная комиссия предусмотрела размещение заводского оборудования на территории машинно-тракторной станции. Помощник главного механика Коношинский представил проект силовой и осветительной сетей. На М.И. Ильина возлагалась обязанность разработать чертежи фундаментов под станочное оборудование.

Директорами заводы в годы Великой Отечественной войны были: Стрижак Я.И. (1941–1043), Легков А.П. (1943–1944), Балков П.П. (1944–1946).

26 октября 1941 года в Варгаши прибыл, Яков Игнатьевич Стрижак, он был человеком взыскательным, но внимательным. Он часто бывал в цехах, спрашивал, как идёт работа, какие возникают трудности. К 10 декабря монтаж оборудования был закончен. Поступило распоряжение из треста о возобновлении выпуска продукции.

Установилась двухсменная работа, Первая продолжалась с 7до 18 часов, вторая – с 18 до 4 часов. На охрану завода возлагалась обязанность подавать сигналы посредствам сирены в 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17 и 18 часов. Строгие приказы первых месяцев были оправданы обстановкой военного времени.

В 1942-м перевес сил в нашу пользу ещё не определился, и армии требовалось пополнение. С некоторых кадровых рабочих снимались «бронь». На их место приходили девчонки и мальчишки 15–16 лет.

Когда мы, краеведы Баксарской краеведческой комнаты, в первый раз побывали в музее Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования в 2015 году, то увидели корпус автомобиля, который во время войны изготовляли на заводе, после переезда из города Торжка. В короткие дни из мирного предприятия было налажено производство военной продукции.

В эту продукцию внесла свой весомый вклад Антонина Павловна Сизикова в замужестве Мезенцева, мама жительницы нашего села Центральное, Лебяжьевского района, Валентины Петровны Васильевой в девичестве Мезенцевой.

«Мне этот экспонат дорог, – рассказывала Антонина Павловна, – так как в нашем цехе готовили эти корпуса. Дело было новое, никогда с выпуском такой продукции не сталкивались. Я производила на корпусах сварку. Это очень тонкая процедура, если некачественная сварка, то бомба могла взорваться в любое время. Доверяли сварку не всем. Так вышло, что мне выпала доля варить корпуса.

Всё началось в тот далёкий 1942 год, устроилась в 15 лет на завод разнорабочей. Часто забегала в цех, где ребята производили сварочные работы, нравилось смотреть на блики сварки, хотя это небезопасно было. Однажды, не выдержала и вырвала из рук одного парня сварочный держак и попыталась что-то сварить – получилось. Так продолжалось несколько раз, потом, видя мои стремления, мне стали поручать варить некоторые детали. Потом вызвал начальник цеха и предложил: “Пиши заявление”. Так я стала электросварщиком.

Не сразу всё далось, но я старалась и дело пошло неплохо. Затем сварка корпусов автобомбы. Мне стали поручать их готовить. Были и другие поручения, когда завод перешёл на выпуск пожарных машин. В первой выпущенной машине есть и мой труд: тогда в автомашине много было сварочных работ, больше на цистернах. Росло моё мастерство. Стала сваривать пожарные машины. В цехе осталась одна, и работы хватало, мне присвоили четвёртый разряд электросварщика».

На заводе Антонина Павловна проработала до 1948 года и когда собралась после войны на учёбу, её долго не отпускали с завода, очень нужны были хорошие сварщики. Она никогда не забывала завод, который дал ей путёвку в жизнь, тех людей, которые работали рядом.

На фото: группа работников Варшагинского завода, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1974 г.). Снимок предоставлен авторами эссе. (Кликнуть на фото для увеличения.)

Список использованных источников:

Кузьмин А. Есть в Варгашах завод… / Анатолий Кузьмин // ГИПП «Зауралье». – 2001. –С.166.

Они приближали Победу // Маяк (районная газета Варгашинского района Курганской области). – 2005, 11 мая. – №82. – С.2.