О встрече отрядов О Самаре Запасная столица Город трудовой доблести Патриотизм школьников г.Куйбышева Тест-сектор Рейтинг отрядов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Город трудовой доблести

О подвиге города Самары-Куйбышева в годы войны

Бригада Кати Мясоновой в сборочном цеху штурмовиков Ил-2 завода №30 в Куйбышеве

На протяжении всей войны в области велось огромное по тому времени капитальное строительство. Оно намного превзошло масштабы мирного времени. Без этого невозможно было восстановить эвакуированную промышленность. Возводились десятки цехов и заводов, прокладывались новые дороги, сооружались аэродромы, специальные военные объекты, расширялась железнодорожная сеть, создавались предприятия строительных материалов, нефтяной и газовой промышленности, строились дома для жилья и социально-культурного назначения.

Еще в 1940 г. для строительства промышленного узла на ст. Безымянка была создана мощная подрядная организация – Управление особого строительства НКВД СССР (Особстрой). С началом войны в сжатые сроки вводились в эксплуатацию эвакуированные с запада страны промышленные объекты. На необжитом месте росли заводы и одновременно кварталы Кировского и Советского районов Куйбышева.

За год с небольшим выросли в степи гигантские корпуса заводов, начавшие полнокровную жизнь, обеспеченные теплом, паром, электроэнергией, оснащенные тысячами станков.

Только летом и осенью 1941 г. начали действовать: самолетостроительный завод № 122 (эвакуированный из Москвы завод № 1); самолетостроительный завод № 295 (эвакуированный из Воронежа завод № 24); моторостроительный завод № 337 (эвакуированный из Москвы завод № 24); пять заводов, производящих вооружение, пропеллерные винты и пневматическое оснащение для самолетов.

Тогда же была сооружена первая очередь Безымянской ТЭЦ, мощностью 50 тыс. кВт, достроена и расширена Куйбышевская ТЭЦ, что позволило ввести дополнительную мощность в 12 тыс. кВт. Завершилось строительство механического завода по изготовлению бронекорпусов для самолетов «илов» и бронекорпусов для танков, а также рабочего поселка на 160 тыс. кв.м жилой площади.

Оборудовались командные пункты, радиостанции и многие другие объекты. В 1943 г. Особстрой начинает сооружение Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода. Летом и осенью 1941 г. в области были построены свыше 30 временных аэродромов: Кошкинский, Серноводский, Кряжский, Кинель-Черкасский, Грачевский, Звездинский, Муханевский; Неприкский и другие. Значительный объем работ выполняли и другие строительные организации. Так, управление строительства № 11 Наркомнефти вело прокладку одного из первых в стране газопровода Бугуруслан – Куйбышев протяжением 145 км. Она же строила железную дорогу Сызрань – Ульяновск (149 км). Приволжское военно-строительное управление Главвоенстроя возводило в Сызрани, Ульяновске, Чапаевске и Куйбышеве объекты специального назначения и жилья для Наркомата вооружения. Особая строительно-монтажная часть № 52 Наркомстроя сооружала объекты на подшипниковом заводе, на Куйбышевкабеле. Кроме того, немало важных объектов на счету еще 20 строительно-монтажных организаций с менышим объемом работ. Это железная дорога Звезда — Пугачевск, нефтеемкости, кожзаводы и стеклозаводы.

Но необходимо было расширить выпуск стройматериалов, значительно увеличить производственные мощности строителей. Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 1 апреля 1943 г. был создан Государственный союзный строительно-монтажный трест № 1 В него вошли подразделения ранее организованных строительно-монтажных трестов № 1, 2, 5, 7, 16, управление производственных предприятий Куйбышевского треста № 41, Управление производственных предприятий Саратовского строительного треста. Первые месяцы трест возглавляли М.И. Петропавловский и А.П. Альпов. С августа 1943 г. управляющим треста стал К.Д. Кузнецов, который до этого занимал должность начальника Глававиастроя. Главным инженером был назначен П.Б. Львовский.

Трест продолжил сооружение предприятий военно-промышленного и авиационного комплекса на Безымянке, Красной Глинке, Мехзаводе. Интенсивно трудились промышленные и культурные объекты заводов «Прогресс», «Гидроавтоматика», объединения «Труд», велись заготовка и производство строительных материалов, прокладывались новые дороги.

В 1944 г. коллектив треста составлял более 13 тыс. человек. Его управления и конторы комплектовались за счет эвакуированных, вольнонаемных куйбышевцев, выпускников школ ФЗО. Работали по жесткому графику. Уровень дисциплины был очень высок.

Кроме вышеназванных объектов в годы войны были сооружены: электрифицированная железная дорога Куйбышев – Безымянка (12 км), трамвайная линия Куйбышев – Безымянка (12,3 км), Сызранский локомотивный завод, Сызранский нефтеперегонный завод, Заборовский и Зольненский нефтепромыслы, Тимашевский сахаропесочный завод, подшипниковый завод № 4, железная дорога Ульяновск-Вольск протяженностью 319 км; автоматическая телефонная станция, первая очередь завода стройфаянса и т.д.

Рабочие Безымянки получили 129 006 кв. м жилья, открылись 4 школы на 2080 мест, 5 клубов на 3800 мест, 6 детсадов и яслей, 4 магазина, 10 столовых и 6 мастерских бытового обслуживания. Из маленькой степной станции Безымянка превратилась в крупнейший промышленный район города.

Жилищное строительство в Самаре продолжалось и в труднейших условиях войны. Оно диктовалось необходимостью расквартирования и устройства эвакуированного населения и войск, многочисленных предприятий и организаций, прибывших из западных районов страны. В городе спешно размещались правительственные учреждения и иностранные дипломатические миссии.

Для четверти миллиона новых граждан город представил свыше 80 тык. кв.м жилой площади: Дом промышленности и Дом сельского хозяйства, Клуб имени 1905 года, несколько десятков домов по улицам Фрунзе, Кооперативная, Куйбышева, М. Горького, Красноармейская и другим. В цехах, мастерских, старых гаражах, складах спешно обосновывались школы ФЗО, ремесленные училища, техникумы и другие учебные заведения. Организовывались детские дома для детей, оставшихся без родителей.

Продолжалось строительство и нескольких зданий культурно-бытового назначения. В сентябре 1942 г. в Кировском районе открылась центральная больница на 400 коек, расширились роддом, детская больница, женские консультации. В 1943 г. распахнули двери Дворец пионеров и детская спортивная школа на стадионе «Спартак». В ноябре 1942 г. от железнодорожного вокзала до площади Революции по ул. Л. Толстого пошел в пробный рейс первый троллейбус. С февраля 1943 г. началась подготовка к прокладке второго троллейбусного пути протяженностью 14 км до ст. Безымянка. Осенью 1943 г. ремонтируется центральный парк имени А.М. Горького, открываются парки в Кировском районе, детский городской на месте бывшей спортивной площадки мукомолов.

В годы войны в северо-восточной части-города. возникли и сформировались три новых административных района: Кировский, Молотовский (ныне Советский), Сталинский (ныне Октябрьский). Получили развитие также Красноглинский и Куйбышевский районы. На огромной пустынной территории, занятой ранее главным образом пашней, лугами и огородами, появились крупные обустроенные городские массивы, которым в недалеком будущем суждено было превратиться в основное ядро общегородского капитального строительства.

Цитируется по книге: Храмков Л.В. В годы Великой Отечественной войны // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. ХХ век (1918–1998). – М.: Наука, 2000. – С.113–157.