О встрече отрядов О Самаре Запасная столица Город трудовой доблести Патриотизм школьников г.Куйбышева Тест-сектор Рейтинг отрядов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Патриотизм школьников города Куйбышева в годы войны

О подвиге города Самары-Куйбышева в годы войны

Памятник несовершеннолетним труженикам тыла в Самаре (скульптор И.И. Мельников, архитектор Д.Ю. Храмов, 1996)

Несмотря на военное положение, количество общеобразовательных учреждений в регионе не только не было сокращено, но и оказалось увеличено – во многом этого требовал поток эвакуированных, прибывающих в Куйбышев и иные населенные пункты области.

В условиях высокой занятости или отсутствия родителей и опекунов, школа выполняла функцию заботы о детях. Соответственно, на передний план выходила задача сплочения как можно большего числа детей вокруг школ. Предполагалось не просто искусственное сплочение, но сплочение школьников на основе действительной заинтересованности. Для этого на базе школы организовывались кружки прикладного искусства, мастерские, занятия в которых для детей от 12 до 15 лет были обязательными – по 2–3 часа в день, проводились мероприятия, посвященные военной подготовке и патриотическому воспитанию – собрания, соревнования, коллективное чтение газетных сводок и встречи с фронтовиками. Примечательно, что содержание творческих занятий, проводимых со школьниками, также зачастую было посвящено теме Великой Отечественной войны.

Пионеры активно участвовали в акциях по сбору вещей для людей, пострадавших в ходе военных действий, принимали участие в операциях, направленных на борьбу с безнадзорностью (следует и здесь уточнить, что для безнадзорных детей старались создать условия, которые бы естественным образом ликвидировали желание совершить побег и продолжить бродяжничество). Во многом этому способствовал соревновательный принцип – конкурсы на количество убранного урожая, собранного металлолома, произведенных простейших необходимых предметов быта подстегивали интерес школьников и придавали их труду дополнительный смысл, воздействуя на естественные потребности в самореализации.

Показателем действительной увлеченности и сознательности советских школьников могут служить данные по количеству пионеров в городе Куйбышев за 1943 год: на 28 446 учащихся 3–10 классов приходилось 22 000 пионеров, что свидетельствовало о высокой дисциплинированности и учебной трудоспособности учащихся. Подобные качества проявлялись и в деятельности, направленной на помощь фронту и работникам тыла.

Для этой цели проводились уроки военной подготовки – по воскресеньям устраивались так называемые «оборонные дни», которые включали в себя военные игры: вылазки, приближенные к боевой обстановке. Особое внимание уделялось на формирование у детей знаний и навыков противовоздушной обороны. Подобные мероприятия проводились и вне школ – так в 1943 году в городском парке культуры и отдыха были организованы «военные городки» для школьников, где отрабатывались навыки оборонной работы, проводилось обучение основам строевого порядка, и устраивались военные игры. Также среди школьников велась идеологическая работа: летом в парке проводились публичные чтения газетных сводок, устраивались встречи с героями войны и читались воспитательные лекции по истории России.

Особая нагрузка ложилась на учащихся сельских школ: для них для осуществления непрерывного обучения по примеру «вечерних школ» с 1943 стали создаваться школы рабочей или колхозной молодежи очно-заочного типа обучения. Наиболее активно к работам привлекались учащиеся 9–10 классов, как наиболее подготовленные к физическому труду.

Кроме того, уделялось время дополнительной мотивации школьников. Помимо традиционно-соревновательного характера сельскохозяйственных работ, что уже подстегивало интерес и усердие детей, в поля, где работали школьные коллективы, отправлялись с концертами артбригады, а номера особо отличившихся школ и имена наиболее усердных учеников публиковались в газетах. Также, некоторым ученикам, проявившим себя наилучшим образом, выплачивались премии. К примеру, ученица Куйбышевской школы №4 за отличные результаты по заготовке лекарственных растений получила ценный подарок в 200 рублей.

В целом, данные отчетов по результатам полевых работ позволяют судить об эффективности подобной политики, а также о высокой патриотической сознательности школьников: ряд учащихся старших классов вырабатывал за летний период от 200 до 350 трудодней, причем одни только учащиеся старших классов Куйбышевской школы №73 во время работы в колхозе «Сене-Ял» собрали 900 арбузов и 2 тыс. ведер помидоров.

Помимо помощи колхозам, ученики школ также осуществляли вспомогательные работы на предприятиях области, организовывали отправку вещей для жителей пострадавших от военных действий регионов, беженцев и военнослужащих на фронтах. Зафиксированы случаи, когда пионерские школьные организации даже выступали инициаторами сбора средств на выпуск военной техники и иного оборудования.

Кроме проявлений патриотизма школьников в производстве, можно также отметить их вклад в идеологическое воспитание своих сверстников и населения в целом: на школьных собраниях коллективно разрабатывались лозунги, учащиеся принимали участие в митингах и соревнованиях, призванных поднять боевой настрой жителей города Куйбышев.

Цитируется по статье: Афанасьева Д.А. Патриотизм и формы его проявления у школьников города Куйбышев в период Великой Отечественной войны // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №2-1. С.24–29.