Урок 6. Миф о непомерной цене Победы

Миф, который был разобран на 6-м уроке (15 апреля 2022 г.), гласит, что Советский Союз победил ценой огромных людских и материальных потерь. На первый взгляд, этот миф – самый убедительный из всех, поскольку невозможно отрицать, что наша страна наиболее сильно пострадала в годы Второй мировой. И тем не менее наш постоянный лектор Петр Павлович Васюков показал, в чем состоит лукавство и низость авторов этого мифа: главная причина высоких, колоссальных потерь – вовсе не в плохих командирах, а в человеконенавистнической идеологии нацизма, его людоедской сущности, требовавшей истребления как можно большего числа людей, в первую очередь среди мирного населения.

Темы урока:

  • Разные подходы к подсчету человеческих потерь в годы Второй мировой войны
  • Жертвы СССР в годы Великой Отечественной
  • Разрушения, понесенные СССР в войне
  • Потери первого периода войны и их причины
  • Коренной перелом в войне
  • Секреты успешных операций РККА

Вопросы для самопроверки:

  1. Почему говорят: «У победы много отцов, а поражение всегда сирота»?
  2. Какие европейские страны работали на Третий Рейх, поддерживали его?
  3. Сколько советских граждан прошло через ряды Красной Армии за годы войны?
  4. Каковы потери РККА в Великой Отечественной по разным оценкам? Сопоставимы ли они с потерями гитлеровской Германии?
  5. Каков масштаб жертв среди мирного населения СССР? Чем объясняется такая разница в цифрах?
  6. Когда в войне наметилось сокращение военных потерь нашей страны?
  7. В каких операциях максимально проявился полководческий талант наших командиров?
  8. Когда проводилась Ясско-Кишиневская операция и каковы были ее цели? Силами каких фронтов осуществлялась эта операция?
  9. Почему Ясско-Кишиневская операция считается одной из самых блестящих побед Красной Армии? Что означает ее образное название «Ясско-Кишиневские Канны», вошедшее в книги о войне?
  10. Каковы потери союзников во Второй мировой войне?

Рекомендуемые книги и фильмы

Что читать:

  • Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование / Под ред. Г.Ф. Кривошеева. – М., 2001. [Чтение повышенной сложности.]
  • Нолль Д. Приключения Вернера Хольта. – М., 1965.
  • Симонов К.М. Живые и мертвые. [Любое издание].

Что смотреть:

  • Враг у ворот (2001).
  • Торпедоносцы (1983)*
  • Судьба человека (1959)
  • Они сражались за родину (1975)
  • Хроника пикирующего бомбардировщика (1967)*

Особо рекомендуемые фильмы отмечены звездочкой (*).

Смотреть видеозапись урока: