Миф, который был разобран на 6-м уроке (15 апреля 2022 г.), гласит, что Советский Союз победил ценой огромных людских и материальных потерь. На первый взгляд, этот миф – самый убедительный из всех, поскольку невозможно отрицать, что наша страна наиболее сильно пострадала в годы Второй мировой. И тем не менее наш постоянный лектор Петр Павлович Васюков показал, в чем состоит лукавство и низость авторов этого мифа: главная причина высоких, колоссальных потерь – вовсе не в плохих командирах, а в человеконенавистнической идеологии нацизма, его людоедской сущности, требовавшей истребления как можно большего числа людей, в первую очередь среди мирного населения.
Темы урока:
- Разные подходы к подсчету человеческих потерь в годы Второй мировой войны
- Жертвы СССР в годы Великой Отечественной
- Разрушения, понесенные СССР в войне
- Потери первого периода войны и их причины
- Коренной перелом в войне
- Секреты успешных операций РККА
Вопросы для самопроверки:
- Почему говорят: «У победы много отцов, а поражение всегда сирота»?
- Какие европейские страны работали на Третий Рейх, поддерживали его?
- Сколько советских граждан прошло через ряды Красной Армии за годы войны?
- Каковы потери РККА в Великой Отечественной по разным оценкам? Сопоставимы ли они с потерями гитлеровской Германии?
- Каков масштаб жертв среди мирного населения СССР? Чем объясняется такая разница в цифрах?
- Когда в войне наметилось сокращение военных потерь нашей страны?
- В каких операциях максимально проявился полководческий талант наших командиров?
- Когда проводилась Ясско-Кишиневская операция и каковы были ее цели? Силами каких фронтов осуществлялась эта операция?
- Почему Ясско-Кишиневская операция считается одной из самых блестящих побед Красной Армии? Что означает ее образное название «Ясско-Кишиневские Канны», вошедшее в книги о войне?
- Каковы потери союзников во Второй мировой войне?
Рекомендуемые книги и фильмы
Что читать:
- Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование / Под ред. Г.Ф. Кривошеева. – М., 2001. [Чтение повышенной сложности.]
- Нолль Д. Приключения Вернера Хольта. – М., 1965.
- Симонов К.М. Живые и мертвые. [Любое издание].
Что смотреть:
- Враг у ворот (2001).
- Торпедоносцы (1983)*
- Судьба человека (1959)
- Они сражались за родину (1975)
- Хроника пикирующего бомбардировщика (1967)*
Особо рекомендуемые фильмы отмечены звездочкой (*).
Смотреть видеозапись урока: