На патриотических мероприятиях для молодежи, особенно посвященных Великой Отечественной войне, постоянно приходится слышать музыку 1940-х годов. Какая-либо иная музыка звучит крайне редко, в некоторых акциях вообще отсутствует. Правильно это или нет? Нам кажется — нет, не правильно.
На современного россиянина обрушился невероятный шквал старых песен и кинофильмов, как будто эта оголтелая информационная атака способна пробудить в ком-то любовь к родной земле. На деле же патриотизм подменяется ностальгией. Которая, увы, с каждым днем становится все более назойливой и фальшивой, набивая оскомину. Причем можно не сомневаться, что наибольшую неприязнь наследие советской культуры, столь активно навязываемое, вызовет в первую очередь у молодежи, которой хотелось бы более близких по духу и по времени песен, фильмов, книг.
В итоге патриотическое воспитание рано или поздно (скорее — рано) обернется своей прямой противоположностью. Усиленно пичкая ребят старыми произведениями, мы лишь внушим юным острую неприязнь к прошлому своей страны.
Кто-то может сказать, дескать, мы сгущаем краски… Однако обратимся к опыту прошлого, причем непосредственно к музыке военных лет, полагая под военными годами «сороковые роковые». И мы с удивлением откроем для себя, что почти все эти песни родились именно тогда — за период 1941—1945 гг., в крайнем случае, чуть ранее 41-го (но уже после событий в Чехословакии и на озере Хасан, т.е. после начала фашистской агрессии). То были произведения искусства, порожденные войной, отражавшие реалии нового времени (см. табл.). Бойцы на вокзалах и в блиндажах слышали совершенно новую для себя музыку, которой никогда прежде не звучало.
«Дремлем в блиндаже. Вдруг сквозь завывание ветра в проводах возникает незнакомая мелодия песни и приглушенный голос Марка Бернеса, исполняющего песню «Темная ночь». Это наш радист случайно поймал московскую волну. Текст песни, который я привожу здесь, настолько совпал с тем, что было в этот момент вокруг нас, что нам показалось, что певец где-то здесь рядом, что он поет о нас.
Прослушав песню, мы возбужденно обменивались впечатлением о том, что она точно отражает то, что происходит вокруг. Еще долго в ушах звучал голос певца и отдельные фразы, которые успели запомнить.
Эта песня навсегда врезалась в мою память. И не важно было, что я был не женат и не было у меня, конечно, где-то детской кроватки с ребенком.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…
Смолкла песня, а мы еще долго взволнованно удивлялись таланту поэта, точно угадавшего, что у нас происходит, таланту композитора и певца, создавших задушевную, теплую музыку.»
(И.М. Новохацкий, «Воспоминания командира батареи»)
А ведь можно было бы тогда поступить в точности так, как делают сегодня. Поступить в стиле «патриотического» формализма: крутить по радио целыми сутками песни времен Гражданской войны и выдавать такую шарманку за способ поднятия боевого духа. Но этого не произошло. Нигде и ни разу не прозвучало: «Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты». Даже трудно представить, чтобы в 1941-м пели нечто подобное!
Со времен Гражданской войны миновало вроде бы немного, никак не 70 — всего 20 лет. Однако правительство приняло решение (абсолютно правильное!) обратиться к деятелям искусства с призывом создавать новые произведения. Произведения, обращенные не к былинному чапаевцу, а к современному Василию Теркину, и потому полноценно и точно отражающие наступивший период в истории страны, передающие порыв к борьбе за освобождение Отечества от неслыханного прежде врага, от фашистских оккупантов.
На плакатах сурового красноармейца, вопрошавшего, записался ли ты добровольцем, заменила седовласая Родина-мать. И точно так же в музыке ранние советские песни уступили место совершенно новым: и по стилю, и по словам, и по настроению. Вы догадываетесь, почему? Потому что ностальгия не принесла бы победы.
Более поздний пример — изумительный кинофильм «17 мгновений весны». Лишь изредка в нем, за кадрами документальной кинохроники, прозвучит музыка военных лет. Музыкальной же темой картины стали современные песни — великолепные, ничуть не кажущиеся анахронизмом. Они вписываются в повествование и помогают зрителю проникнуться атмосферой.
Старину надо чтить, но нельзя жить ей. Патриотическому воспитанию требуется современное искусство.
ВПК «Севастополь» предлагает военно-патриотическим клубам страны поделиться своими успехами в искоренении «патриотического» формализма. Какую современную музыку вы используете на своих мероприятиях? Какие можете порекомендовать песни своим соратникам — другим клубам, кружкам и секциям? Пишите, держите нас в курсе!
Таблица. Самые известные песни военных лет.
Песня | Автор стихов | Год первого исполнения |
«Катюша» | М. Исаковский | 1938 |
«Священная война» | В. Лебедев-Кумач | 1941 |
«Походная песня» | М. Исаковский | 1941 |
«Синий платочек» | Я. Галицкий, М. Максимов | 1942 (фронтовой вариант) |
«Давай закурим» | И. Фенкель | 1942 |
«Вася-Василек» | С. Алымов | 1942 |
«Случайный вальс» | Е. Долматовский | 1943 |
«На солнечной поляночке» («Тальяночка») | А. Фатьянов | 1943 |
«Темная ночь» | В. Агатов | 1943 |
«Смуглянка» | Я. Шведов | 1944 |
«Казак уходил на войну» | В. Гусев | 1944 |