или почему мы перестали быть самой читающей страной в мире?
Юрий Максимов
Ушедший год нам запомнился как Год культуры в России. Наступивший же год был утверждён Указом Президента как Год литературы. Такая настойчивость власти в акцентировании внимания российского общества на культуре прямо указывает как на понимание руководством страны стратегической важности укрепления фундаментальных основ государства, так и на наличие определённых проблем в данной сфере.
Очевидно, что на текущий момент мы продолжаем испытывать недостаток конструктивных идей и знаний, что усугубляется снижением уровня общекультурной и общеобразовательной компетенции нашего общества. И одной из важнейших причин прогрессирования этой системной деструкции является снижение интереса к чтению в масштабах всей страны. Пренебрежение к чтению достигло критического предела, за которым последовал неизбежный кризис читательской культуры.
Вряд ли кому-то лишний раз надо доказывать, что чтение является важнейшим способом получения и усвоения жизненно важной информации, способствующей полноценному встраиванию личности в бескрайний мир российской многонациональной культуры. Более того – вдумчивое знакомство с книгами в рамках хотя бы курса литературы средней школы позволяет любому человеку получить право являться носителем русского генетического кода. Здесь речь идёт о сотне книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и друг друга. И, надо сказать, этот перечень книг, являясь научно обоснованным и действительно достойным внимания, довольно сильно отличается от весьма спорного нынешнего «общеобразовательного» минимума.
Мировой опыт наглядно показывает, что от уровня культурного развития граждан во многом зависит благосостояние и безопасность любой страны. Именно поэтому научно-культурная составляющая на осознанном или интуитивном уровне всегда становилась приоритетным направлением в политике национально ориентированного руководства любого суверенного государства.
Достаточно вспомнить, как в 1920-х гг. руководство ещё полуразрушенной страны содействовало наращиванию объёма книгопечатания, а первый советский общегосударственный библиоколлектор появился буквально через несколько лет после окончания Гражданской войны. Книги, в том числе сугубо научные, продолжали печатать в блокадном Ленинграде, а в конце 1940-х гг. выпуск самой разнообразной литературы в нашей стране начался в доселе беспрецедентных масштабах. Сейчас уже почти забыты названия таких форм обучения как изба-читальня, ликбез, всеобуч и рабфак, позволившие сталинскому СССР беспрецедентно поднять уровень образования населения, что позволило за годы только первой пятилетки построить и запустить более 1500 промышленных предприятий и с нуля создать целый ряд совершенно новых отраслей, в том числе — наукоёмких. Предвоенную пятилетку Советский Союз завершить не успел, но до начала войны вступили в строй ещё около 3000 заводов, фабрик и шахт. Безусловно, такой прорыв в индустриализации страны был бы невозможен без соответствующих достижений в области культуры, науки и образования.
Для реализации грандиозных планов ближайших пятилеток стране, в которой до октябрьской революции 1917 года в ВУЗах училось всего лишь около трёх тысяч (!) крестьянских детей, требовались миллионы профессионально подготовленных людей, причём взять их можно было только из рабоче-крестьянской среды. Меры и усилия для массового обучения народа были приняты соответствующие. «Все на борьбу с безграмотностью!», «Если книг читать не будешь — скоро грамоту забудешь!» — эти известные лозунги и грамотные действия новой власти быстро привели СССР к статусу самой читающей страны в мире. Большое внимание уделялось детским газетам и журналам (газета «Пионерская правда» начала издаваться с 1925 г., журналы «Мурзилка», «Пионер» и «Смена» издавались с 1924 года.).
Вызывает восхищение то, как быстро и умело под растущую тягу советских людей к знаниям была создана система тотального и высокоэффективного образования. В те времена, когда сын рабочего мог стать генералом или академиком, наличие знаний и искреннее желание применить их на практике на благо общества становились серьёзнейшим мотивационным фактором. Сейчас, когда речь заходит о компетентности управленцев, часто можно услышать скептическое выражение насчёт «кухарок во власти», о чём якобы говорил В.И. Ленин, призывающий не просто учиться, а с умом подходить к самому процессу учёбы. Но текст первоисточникаот 1917 года раскрывает всю суть государственного подхода новой власти к системе образования: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством. Но мы […] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». Комментарии излишни, но многое ли изменилось с тех пор?
На сегодняшний день снижение интереса к получению знаний в целом и чтению в частности является глобальной тенденцией, связанной, в первую очередь, с изменениями в системе ценностей (в т.ч. – через так называемое «окно Овертона») и стремительным развитием коммуникаций. При этом, как уже было сказано выше, в любой стране Запада есть конкретное понимание значимости чтения, в связи с чем предпринимаются успешные попытки создания необходимых условий для популяризации книгочтения как культурной ценности. Как ни парадоксально, но сейчас самыми читающими странами в мире считаются Китай, Индия и Скандинавия. С учётом того, что в Поднебесной количество интернет-пользователей почти достигло полумиллиарда, а в Европе доступ к интернету является практически повсеместным, растущий интерес граждан этих стран (особенно – Скандинавии) к чтению бумажной книги достоин самого внимательного изучения. Секрет этого достаточно прост и кроется в новом формате деятельности библиотек, превратившихся в культурно-досуговые центры (особенно – для молодёжи) и целенаправленной государственной политике. Этот опыт вполне может быть применим в нашей стране, что может стать основой для сохранения и повышения интеллектуального потенциала народа России.
По мнению известного американского политолога Збигнева Бжезинского (одного из наиболее умных и последовательных врагов СССР и России), в своё время именно национальная культура уникальным образом благоприятствовала американскому экономическому росту, привлекая и быстро ассимилируя наиболее талантливых людей, облегчая экспансию национального могущества США по всему миру. И одним из важнейших факторов доминирования Америки является планомерно выстраиваемое американское культурное превосходство, которое, по словам того же Бжезинского, до сих пор недооценено в качестве составляющей американской глобальной мощи. Массовая культура США, несмотря на некоторую её примитивность, особенно притягательна для молодёжи, а в политических международных кругах всё актуальнее становится понятие американского «культурного империализма». Тенденции очевидны. Выводы – тоже.
Полный текст: http://nstarikov.ru/blog/54007