Если открыть большинство сегодняшних газет, то бросится в глаза изобилие материалов о деятельности разного рода высоких чиновников: то губернатор А. «посетил с рабочим визитом» какой-то город, то мэр Б. «провел внеочередное заседание» с коллегами, то министр В. «выступил на встрече» с главами предприятий. Просматривая старые книги и газеты, касавшиеся периода Великой Отечественной в истории Пермской (тогда – Молотовской) области, мы увидим прямо противоположную картину: рассказывается о стахановцах, ударниках – и совсем мало уделяется внимания человеку, который в это сложнейшее для страны время руководил переводом пермской экономики на военные рельсы. А между тем ясно, что этот человек не просто «совершал визиты» – он совершил выдающийся трудовой подвиг. Звали его Николай Иванович Гусаров.
Н.И. Гусаров родился 110 лет назад – 3(16) августа 1905 г. в городе Николаевске, что ныне в Волгоградской области, в семье кустаря-жестянщика. Карьерный рост Николая Ивановича начался после службы в пограничных войсках (1927–1929), оставив которые, Гусаров возглавил подготовку колхозных кадров в Колхозцентре СССР. В середине 1930-х судьба забросила Николая Ивановича на Средний Урал, где мы видим его в составе Свердловского горкома партии.
В 1938 г., в результате административной реформы, было произведено разделение Свердловской области, из которой выделена Пермская. В этой связи изменилось и положение Н.И. Гусарова, дальнейшая жизнь которого на ближайшие 8 лет будет связана с Пермским краем: в 1938 г. Николай Иванович возглавляет Оргбюро ЦК ВКП(б) по Пермской области, а в марте 1939 г. избирается пленумом Пермского обкома ВКП(б) на должность первого секретаря обкома партии. Фактически это означает, в переводе на современный язык, всю полноту контроля и ответственности за развитие Пермской области. Спустя год, в марте 1940 г., Гусаров занимает одновременно и пост первого секретаря Молотовского горкома ВКП(б), т.е. становится как бы «мэром» и «губернатором» в одном лице.
На главе области висит все: работа оборонных заводов, черная металлургия, горнодобыча, бурно развивающаяся галургия (солепромышленность), лесное хозяйство. Когда мы говорим о выпуске окопных печек Теплогорским заводом, надо помнить: за этим стоял Гусаров. Говорим о выпуске знаменитых лысьвенских касок для бойцов, о начале добычи хромитов шахтным способом в Саранах, о массовой заготовке лекарственных растений, о поставках строительного леса в возрождаемый Сталинград, о становлении уральской алмазной промышленности – за этим тоже стоял Гусаров. И уж тем более нельзя забывать о Гусарове, когда говорим, что первый артиллерийский залп по Берлину в 1945 г. дало мотовилихинское орудие!
А ведь сейчас были перечислены лишь наиболее яркие его достижения, о которых нетрудно при желании узнать из книг и периодики. На самом деле масштабы проделанной Николаем Ивановичем работы гораздо внушительнее.
Скрепы любого коллектива – душевное общение. Не хлебом единым жив человек. И поэтому частенько Николаю Ивановичу приходилось бросать хозяйственные хлопоты (всегда неотложные), чтобы теплым словом поддержать или рабочих, или – еще чаще – солдат, отправлявшихся на фронт.
Остается просто поражаться, каким чудом справлялся с непосильным бременем этот человек, по сути – такой же, как все. Напрашивается и другой вывод: толковый руководитель – это тот, при котором получают толчок к развитию многочисленные почины сотен других людей из десятков коллективов. Ведь Гусаров не сам искал и добывал алмазы, этим занимались Буров, Кухаренко, Введенская и другие специалисты; курировался «алмазный проект» Волосюком. Но успех проекта в конечном итоге был обусловлен стараниями Н.И. Гусарова.
Таков толковый руководитель. И напротив, бестолковый руководитель – это тот, при котором загнивают на корню любые, даже самые простые в исполнении начинания. За примерами далеко ходить не надо, т.к. их в избытке поставляет пресса, ведь бестолковые руководители любят, чтобы о них ежедневно сообщали в СМИ: «провел», «выступил», «посетил»…
Спустя год по завершении войны, в 1946 г., Гусарова, как способного организатора, вызывают в столицу и бросают то на один, то на другой проект. Были у Николая Ивановича и ошибки, и трудные ситуации, но в целом хватки он не растерял. «Послепермский» период в его жизни нам менее интересен, достаточно сказать, что последние 30 лет трудовой деятельности, с 1954 по 1984 гг., Н.И. Гусаров проработал в аппарате Совета Министров РСФСР, после чего ушел на пенсию.
Хотелось бы выразиться официальнее: на заслуженный отдых. Да вот отдохнуть Николаю Ивановичу не довелось, 17 марта 1985 г. он скончался.
Е. Кузнецова