На дела большой любитель

Биография по-настоящему эффективного менеджера

АуэрбахМного было в прошлом нашего государства хороших людей. Кто-то много и плодотворно работал, кто-то защищал страну от многочисленных врагов, кто-то честно нес службу чиновника, кто-то учил, кто-то лечил… Вспоминать и рассказывать о таких людях никогда не бывает лишним, напротив, это всегда к месту: детям — добрый жизненный пример (к воспитанию), а взрослым — как копилка здорового опыта.

Жил 100 лет назад один хороший человек, о котором мы и расскажем. Если быть точным, то как раз 100 лет назад его славный жизненный путь уже подходил к концу, а все свои замечательные поступки он совершил, понятно, несколько ранее. Фамилия у него была, вроде как немецкая, но сам он представлялся тверским дворянином, сыном врача из города Кашина.

Вообще, русский с нерусской фамилией — это для России нормально. Понять такое проще на примере товарища Сталина, который сам себя называл русским человеком грузинской национальности. А вообще более 140 народов и народностей объединила между собой наша благословенная страна. А сколько еще в Россию «понаехало» в разные века, начиная со времен Ивана Грозного? Столетиями съезжались к нам на «ПМЖ» немцы, англичане, голландцы, итальянцы и прочие европейцы, искавшие и нашедшие именно в России свое счастье. Практически до самого 20 века весь мир ехал и ехал в Россию, и только в 20-м веке пошел обратный процесс – Россия начала разъезжаться по всему белу свету.

Но, вернемся к нашему герою. Звали его Александр Андреевич Ауэрбах (12(24).02.1844 — 9(22).06.1916). Это был горный инженер, и интересен для нас тем, что не раз, попадая работать в совершенно убогие места, он добивался такого улучшения в окружающем его местном мире, что нам просто необходимо поучиться такому его стремлению и умению.

Скажем сразу, что Александр Андреевич был не совсем уж простым человеком, а талантливым управляющим. Но управляющий ведь все равно человек наемный, а не владелец самих заводов, дворцов и пароходов.

В 1873 году Александр Андреевич, которому еще не стукнуло и 30 лет, был уполномочен неким Правлением французского общества приобрести два земельных участка на российском Донбассе и построить два больших рудника. Ауэрбах с поставленными задачами справился и к строительству рудников приступил в срок.

Здесь надо рассказать, как жил тогда русский Донбасс. Столица Донбасса город Донецк в те годы назывался Юзовкой в честь англичанина Джона Юза, владевшего там самыми большими разведанными угольными копями. Колония англичан жила припеваючи — имела клуб, устраивала конные скачки, но вот русские рабочие, шахтеры жили в чрезвычайно непотребных условиях. Хорошо, если кому-то хватало места в бараках, но многие просто отрывали себе норы в земле, будто кроты, где и жили. Столь же своеобразной была оплата труда. В 1880-х и 90-х гг. за 12-часовой рабочий день забойщик получал 17—20 руб./мес., саночник — 13—15, вагонщик — 15—17. Заработок выплачивался не ежемесячно, а 3 раза в год: на Рождество, масленицу и Пасху.

Англичане, где бы они не делали деньги, о рабочих никогда и не думали: почитайте, к примеру, как жили шахтеры алмазных рудников в Индии или ЮАР при англичанах, — поймете, кто на земле «боги», а кто для этих «богов» скот.

Александр Андреевич Ауэрбах не был англичанином — он был русским, как мы уже говорили. Поэтому, а еще и потому, что он и среди русских был особенным, он сразу же позаботился о шахтерах своих рудников — возвел для них добротные казармы, а для семейных — отдельные домики. А дальше вообще случилось невероятное: рабочие Ауэрбаха приобщились к бритью и посещению бани, завели котелки (головной убор такой) и даже тросточки, а уж пить стали несравненно меньше. Многие вызвали из деревень свои семьи — а чего не вызвать, если тебе жилье дают?

Вот так жизнь обычно и складывается: кто-то куска лишнего рабочему не даст, а кто-то умудряется и зарплату платить заметно больше, да еще и какой-никакой «социальный пакет» обеспечить.

И еще об одном «наемном» периоде жизни Александра Андреевича нельзя не рассказать.

В 1881 г. А.А. Ауэрбах был приглашен на должность управляющего медеплавильными заводами в… Богословский округ Пермской губернии. Чтобы не ломать голову, где это, скажем, что это нынешний город Карпинск, а тогда — забытый богом поселок Богословск, где уже на ладан дышали старинные медеплавильные печи, рабочие получали копейки, а сам поселок уже почти обезлюдел.

Засучив рукава Александр Андреевич, конечно, первым делом навел порядок на заводе, где, в частности ввел сдельную оплату труда. Ну, а потом… Потом он в рабочем поселке провел электричество (!), водопровод (!) и канализацию (!), развернул строительство новых жилых домов, а заодно создал горное училище. В короткий срок на предприятиях была повышена производительность труда, решена проблема текучки кадров и подготовки необходимых для производства специалистов. До его реформ завод давал 17.000 пудов меди. После введения соответствующих новшеств он стал давать 50.000 пудов.

Острые на язык рабочие, привыкшие сочинять частушки, пели про Александра Андреевича вот такие песенки:

В том заводе был правитель,
На дела большой любитель,
Умный человек…

На послед на Какве дикой
В ход пустил завод великий —
Оживил места.

Всем рабочим сделал хаты,
За постой не брал он платы —
Так уж он хотел…

Не случайно выросший при Александре Андреевиче в Богословском округе близ нового рудника поселок, ныне зовущийся Рудничным, до 1933 г. носил название Ауэрбаховского (Свердловская область).

Заметим, что посвятив 35 лет Богословску, А.А. Ауэрбах серьезно ознакомился с местной историей, отчего в 1882 г. опубликовал небольшое краеведческое исследование «Исторический очерк развития горного дела в Богословском округе». А как иначе! Ведь нельзя переустроить свой поселок, не зная его прошлого, его традиций и потенциала.

Не ограничиваясь производством меди, Ауэрбах строит первый на Северном Урале чугуносталеплавильный и рельсопрокатный завод, оборудуя его самой современной техникой, закупленной в Европе. А для организации сбыта своей продукции он проложил железнодорожную ветку длинной более 200 км с выходом на ст. Кушва Уральской железной дороги. И чтобы совсем уж вас удивить, сообщим, что Ауэрбах умудрился организовать пароходство на реках Сосьва и Тавда, где в скором времени стали ходить 6 (шесть) пароходов.

Однажды Александр Андреевич собрал на базаре народную сходку и сказал примерно следующее:

— Теперь, когда вы у меня малость разжились, я стану вас грабить… Не смейтесь! С этого дня каждый из вас будет отдавать два процента приработка в пользу общественного капитала, чтобы обеспечить пострадавших в труде, кого бревном придавило или обожгло у горна, чтобы создать при заводе детские ясли и, наконец, чтобы вы, звери, по вечерам в театр ходили…

И понятно, народ уже был на все согласен. Потому что верил в Ауэрбаха.

Ауэрбах в итоге построил в Богословске и театр, и приют для сирот, и ясли с детскими садами для детей рабочих, а еще… А еще организовал бесплатные общественные лекции для рабочих — о природе, о науках, об истории, всякие, чтобы развивались люди, чтобы имели представление о настоящей человеческой жизни.

На этом все.

Кого же интересует дальнейший жизненный путь Александра Андреевича, история его судьбы или его семьи – информации в сети довольно много. А ещё прочитайте рассказ Валентина Пикуля «Ртутный король России». Заметим, что «король» – это тоже он – Ауэрбах Александр Андреевич.