Среди множества полезных увлечений на одном из первых мест, конечно, – чтение. По случаю прошедшего праздника Великой Победы не лишне поговорить о книгах про войну. Вы наверняка сейчас подумали о произведениях Василя Быкова, Юрия Бондарева и других крупных авторов. Несколько менее известны книги для самого юного читателя. А зря. Что рассказать своему ребенку о войне? Как рассказать?
Наилучший способ – воспользоваться детскими книжками, которые при желании несложно отыскать в библиотеках, букинистических магазинах или в интернете. Замечательные авторы, многие из которых сами фронтовики и даже Герои Советского Союза, создали богатый пласт детской литературы, посвященной Великой Отечественной.
В первую очередь хочется назвать замечательную серию «Пионеры-герои», подготовленную издательством «Малыш» в 1980–1982 гг. Из небольших художественно-документальных рассказов ребенок узнает, кто такие Валя Котик, Лёня Голиков, Юта Бондаровская и другие юные участники той войны.
Особо обращаем внимание на рассказ Л.А. Кассиля и М.Л. Поляновского «Володя Дубинин» (1981). Рассказ является упрощенным кратким пересказом повести этих же писателей «Улица младшего сына», которую ребенок самостоятельно осилит, когда немного подрастет.
Кроме того, издательству «Малыш» принадлежит идея другой полезной серии – «Дедушкины медали». Каждая книга построена в виде объяснений ребенку, что означают медали его дедушки-ветерана: «За оборону Сталинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы» и т.д. И хотя сегодня приходится говорить уже о прадедушкиных медалях, чтение рассказов из этой серии остается интересным.
Непременно следует познакомить ребенка с увлекательными и понятными рассказами писателя-историка Сергея Петровича Алексеева (1922–2008). Наиболее известные книги этого автора: «Рассказы о маршале Жукове» и «Рассказы о русском подвиге».
Мало писал для взрослых Сергей Алексеевич Баруздин (1926–1991), сам участник Великой Отечественной. В основном он обращался к детям, оставив такие сочинения, как «Речка Воря», «Тоня из Семеновки», «Пожарная дружина», подходящие для среднего школьного возраста.
Немногие помнят, что майор «Вихрь» из повести Юлиана Семенова списан с реального человека – разведчика Овидия Александровича Горчакова (1924–2000), который в мирное время написал для школьников два интересных произведения: «Вызываем огонь на себя» и «Лебединая песня».
Маленькие дети, пока их сердца горячи и открыты, мечтают вырасти героями. И это чистое желание нужно всячески поощрять. Почему бы не познакомить ребенка с рассказом «Друзья-однополчане»? Рассказ составили избранные, рассчитанные на детское чтение фрагменты из повести «Верность отчизне», автор которой – прославленный летчик Иван Никитович Кожедуб (1920–1991), маршал авиации, трижды Герой Советского Союза. Рассказ «Друзья-однополчане» неоднократно издавался «Детской литературой» в разных сериях.
Никто не расскажет о героях лучше, чем матери героев. Постарайтесь отыскать «Повесть о Зое и Шуре» (1984), которую Любовь Тимофеевна Космодемьянская посвятила своим отважным детям, павшим в борьбе за освобождение Родины от гитлеровских захватчиков.
Ясно, что ребенку поначалу покажутся более увлекательными рассказы о подвигах, о сражениях. Но этим не исчерпывается необъятная тема войны. Есть в истории Великой Отечественной блокадная страница. Об ужасе блокады лучше всего поведают школьнику «Ленинградские рассказы» Николая Семеновича Тихонова (1896–1979), писателя и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, участника Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.
И конечно, при выборе литературы полагайтесь на свои детские воспоминания. Какая книга произвела лично на вас наибольшее впечатление в детские годы? Благодаря какому автору лично вы осознали, чем была та война? Воспользуйтесь своим опытом – былые предпочтения не подводят!
Е. Кузнецова
По материалам газеты «Пашия – Светлая река», №06 (37), 2016